P. S.: Как возникают рои. Различные роды их|Закрыть
Как возникают рои. Различные роды их
По наступлении теплого времени, когда в поле открылся уже для пчел хороший медосбор и они подновили занос, в котором много расплода, и сила уже велика, тогда они начинают тянуть трутневые соты, чтобы матка клала яйца на трутней для оплодотворения будущих молодых маток. Когда в улье уже довольно расплода, пчелы закладывают маточники для молодых маток, но не все сразу, а по нескольку в день; точно так же и матка не кладет яичек сразу во все маточники, но по нескольку ежедневно, чтобы затем и молодые матки не созревали все вдруг, а одни за другими. Как только пчелы заложат уже мисочки для маточников, то перестают уже продолжать занос. Позаложенные молодые матки постепенно развиваются в маточниках; наконец пчелы запечатывают их, и с этого времени старая матка уже начинает беспокоиться за себя, чтобы молодые матки, когда они выйдут, не умертвили ее. Во избежание этой участи она уже не сидит долго, но через несколько дней по запечатании первых маточников, обыкновенно когда со времени запечатания первых из них прошло уже три дня, уходит из улья, уводя за собой рой. Таким образом возникает первак.
Чистый первак
Итак, с перваком выходит старая матка, которая зимовала с пчелами; такой рой с плодною маткою называется чистым перваком. Следовательно, когда выходит чистый первак с плодною маткою, то в улье, из которого он вышел, нет никакой живой матки, а есть только маточники, одни запечатанные, другие открытые с личинками, а иные только с яичками.
Если в перваке замечается несколько маток, то матки эти уже молодые, нынешние, еще не плодные; это уже не есть чистый, настоящий первак, а первак-певец, о котором речь впереди.
Вторак
По выходе первого чистого первака в улье в течение нескольких дней вовсе не бывает никакой матки; затем, когда самый взрослый из маточников созреет, из него выходит молодая матка, которую пчелы немедленно признают своей королевой. Тотчас же по выходе этой первой матки из маточника в улье раздается известная ее песня: ти-ти-ти; другие же молодые матки, заключенные еще в маточниках, заслышав эту песню, не осмеливаются уже вылезать из маточника, опасаясь, что первородная матка убьет их. Поэтому, несмотря на совершенную зрелость, они не выходят, но сидят запечатанные в маточниках, а пчелы кормят их через маленькие отверстия в донышке ячейки. Заключенные таким образом в маточниках молодые зрелые матки отзываются звуками: ква-ква-ква. Отсюда происходит то, что в улье, имеющем дать первак, перед выходом этого последнего слышны песни и кваканье маток.
Подобно тому, как зрелые матки, сидящие еще в маточниках, боятся, чтобы первородная, поющая матка не убила их, — боится, в свою очередь, и поющая матка тех, которые квакают, сидя в маточниках, и старается истребить их. Вследствие этого она мечется от маточника к маточнику, силясь прогрызть их и перебить маток. В стеклянном улье ясно видно, как она суется с этою целью к каждому маточнику. Но если пчелы хотят еще роиться, то они не допустят уничтожения маточников, густо обсядут их, и как только поющая матка приближается к которому-нибудь видимо отталкивают ее. Тогда она от злости начинает издавать свои ти-ти-ти, которые по мере того, как она перебегает к другим маточникам, раздаются в разных местах, так что кажется, как будто поет несколько маток, между тем как на самом деле она одна издает все эти звуки. Напротив, если пчелы не намерены роиться, они вовсе не охраняют маточники, и тогда поющая матка идет от одного маточника к другому, прогрызает в боках их отверстия, в которые вставляет брюшко и убивает жалом молодых маток; после этого пчелы, прогрызши еще большие отверстия, извлекают из ячеек трупы, и затем уже сами способствуют истреблению более молодых маточников. В этом случае поющая матка останется в улье и роя уже не будет. Если же пчелы хотят роиться и не дозволяют матке истребить маточники, тогда она, видя, что ничего не поделает и опасаясь за свою собственную жизнь, выходит из улья, а за нею выходит целый рой, который по той причине, что он второй по порядку, называется втораком. С этим роем выходит не одна только поющая матка: в нем может быть несколько маток. Это происходит оттого, что когда пчелы начнут уже выходить, то молодым маткам нечего уже бояться перворожденной матки, так как она уже уходит из улья, поэтому они как можно скорее освобождаются из маточников и следуют также за роем.
Вторак чаще всего выходит через девять дней после первака, но не всегда. Иногда он выходит раньше — через три, пять и семь дней; иногда же на одиннадцатый, тринадцатый или пятнадцатый день. Эта разница по времени зависит от степени зрелости маточников в тот момент, когда старая матка оставляет улей с перваком.
Выше было сказано, что старая матка выходит обыкновенно с перваком тогда, когда самые взрослые маточники запечатаны уже в течение трех дней. Так как по теории маточники остаются запечатанными девять дней, то первая молодая матка должна вылезти из маточника на шестой день по выходе первака. Эта матка поет еще обыкновенно в улье два дня, на третий день, т.е. на девятый день по выходе первака, она выходит с втораком. Если же ненастье или что-либо иное задержит первак на несколько дней в улье, причем и маточники в течение времени более созреют, то молодая матка вылезет и выведет вторак столькими же днями раньше, не дожидаясь девятого дня.
Вторак всегда имеет несколько маток, иногда даже двадцать, и все они молодые, нынешние, еще неплодные. Но между ними одна, именно первородная, которая пела, предназначается в королевы; она есть настоящая матка вторака, к ней пчелы больше всего льнут, поставят ее себе, когда рой будет осажден, а остальных, квакавших маток они изгоняют или умерщвляют. Поэтому-то если эта поющая матка затеряется как-нибудь во время выхода роя, то пчелы нередко, несмотря на существование других маток, хотя бы их было несколько, не садятся и возвращаются в старый улей.
Вторак содержит в себе обыкновенно половину того количества пчел, какое содержится в перваке, но первый всегда имеет больше трутней, чем последний. Если первак был чем-нибудь взволнован и большое количество его пчел возвратилось в старый улей, то вторак бывает иногда сильнее первака. Чем позже после первака выйдет вторак, тем он будет сильнее, ибо тем более выйдет в это время из расплода пчел, которые пойдут за роем.
Третьяк, четвертак и остальные паройки
На третий день по выходе вторака выходит третьяк, и с ним еще больше выходит молодых маток, которые вышли из маточников во время выхода роя, как это было и при выходе вторака. Вследствие этого в третьяке также находят много маток, и все они молодые, нынешние, еще не плодные.
Третьяки - очень маленькие рои, в которых еле-еле набирается 1,5л пчел, между которыми очень много, иногда даже большинство, трутней. Вследствие этого они не годятся для отдельной осадки, а только лишь на добавку к старым, прежним роям. Нужно чтобы третьяк был очень ранний и местность была очень медная, чтобы он мог отдельно покрыться заносом на зиму.
После третьяка выходят иногда четвертак, пятак, шестак и седьмак, если пасечник не примет заблаговременно мер к предупреждению излишнего роения старой семьи. Эти паройки выходят ежедневно, один за другим, и все имеют по нескольку молодых, еще не плодных маток. Это уже чрезвычайно маленькие ройки. Иногда не более горсти, с большим числом трутней: поэтому они пригодны разве только на добавку. Перед выходом каждого такого поройка вечером слышно бывает пение матки.
Первак-певец
Случается нередко, что старая семья лишается весною или летом своей плодной матки и, заложив маточники, выпускает затем первака с молодыми матками. Такой первак называется певцом по той причине, что перед его выходом старая матка поет в улье по нескольку дней подобно тому, как это бывает перед выходом вторака и всякого иного паройка. Название это присвоено ему в отличие от чистого первака, выходящего с плодною маткою, которая перед выходом роя никогда не поет.
По выходе первака всегда легко отличить, какого он рода — чистый первак или же певец.
Если рой сел в одной кучке, если в семье, из которой он вышел, виден на сотах молодой расплод, т.е. яички, личинки и некоторые, еще не запечатанные, но уже засеянные маточники, - то это, несомненно, чистый первак с одною только и то плодною маткою. Если же, напротив, оседая, рой разделится на несколько отдельных кучек, если при осадке его заметно несколько маток, хотя бы только две, если в семье, из которой он вышел, весь расплод уже запечатан и все маточники также позапечатаны, то первак непременно певец и имеет несколько молодых, еще неплодных маток. Кроме того, в старой семье, выпустившей этот рой, слышно пение и кваканье маток уже в первый вечер по выройке, равно как и наутро; разве что если сила в ней спала, и семья не намерена более роиться — этого пения и кваканья не слыхать.
Певцы, если они рано приобретают силу и если матка оплодотворится благополучно, становятся отличными роями: делают хороший запас меда. Вследствие этого, а также и потому, что у них молодая матка, они становятся впоследствии хорошими семенниками и отличными семьями на следующий год.
Если старая семья утратит плодную матку вследствие своей старости или вследствие преждевременного ослабления весною, в мае или начале июня, когда в улье нетеще большой силы, а заложив маточники, выпустит потом первака-певца, то таковой бывает обыкновенно мал, вследствие того что и в старой семье не было еще большой силы. Это именно те малые, ранние рои, которые появляются в пасеках только по временам раннею весною, когда не наступила еще настоящая ройка. Так как они появляются в то время, когда начинает цвести крушина, то бортняки называют их крушинниками. Крушинник хотя и мал, но может развиться в хороший рой, потому что он ранний рой и имеет перед собою еще целый медосбор.
Но несравненно чаще выходят перваки-певцы летом, во время самой ройки.
Чаще всего возникают перваки-певцы тогда, когда как раз во время ройки случится ненастье, которое держится долго.
Если сильная семья с плодною маткою готова уже выпустить первака, именно когда у него маточники запечатаны уже несколько дней, и в это время наступит продолжительное ненастье, так что молодые матки успеют уже созреть в маточниках, а пчелы не отступают от своего намерения роиться, - то в таком случае, когда самая зрелая молодая матка вылезет из маточника, она, как более сильная, убивает прежнюю матку и затем начинает петь, а когда наступит ясная погода - выходит с перва-компевцом и другими, еще молодыми матками. Такие певцы бывают весьма сильные, потому что во время ненастья прибыло много пчел из расплода; вследствие этого они могут сделаться прекраснейшими семьями, если матка благополучно оплодотворится. Однако же в этом случае не всякая семья допускает умерщвление старой плодной матки; иногда пчелы во время продолжительного ненастья истребляют маточники дотла, не дав вылезть молодой матке. Такая семья или вовсе уже не будет роиться, или же заложит новые маточники и выпустит впоследствии чистый первак с сохраненной плодной маткой.
После первака-певца могут еще выйти вторак, третьяк и следующие паройки, смотря по силе старой семьи. Но вторак после певца не ждет девятого дня, как вторак после чистого первака. Но выходит на третий день, подобно тому как третьяк выходит на третий день после вторака. Это происходит оттого, что в момент выхода певца в улье имеются уже совершенно зрелые маточники, так что по выходе его тотчас же опять вылезает молодая матка для вторака.
Так как у каждого первака-певца много молодых маток, то такие рои выходят очень медленно, садятся обыкновенно далеко от пасеки и высоко, а будучи собраны и осажены в улей, нередко улетают.
Парой
Если осаженный рой опять выпустит в то же лето другой рой, то этот последний называется пароем.
Парой-первак с плодною маткою выходит обыкновенно на сороковой день по осаждении роя первака и нередко бывает сильный. Парой-вторак выходит обыкновенно на девятый день после пароя-первака, парой-третьяк — на третий день после пароя-вторака и т.д., точно так же, как и обыкновенные паройки.
В нашем климате пароятся только чистые перваки, осаженные с плодными прошлогодними матками; первак же певец, осаженный с молодою тоюлетнею маткою, хотя бы он был очень ранний и сделался чрезвычайно силен, никогда не выпустит у нас пароя. Но в теплом климате старые семьи выраиваются по два раза в течение одного лета, а рои с молодыми матками выпускают парой.
Парой не представляет ничего особенного перед обыкновенным роем. Только плодная паройная матка, должно быть, очень хороша, если произвела в это лето силу, достаточную на два первака, и потому ее стоит сохранить на будущий год.
Если парой выйдет рано, так что захватит еще хотя бы две недели хорошего медосбора, то его можно осадить; но парой, выходящие в конце медосбора, как это большею частью и бывает, уже никуда не годны, ибо они и сами не в состоянии устроить занос, и тот рой, из которого такой парой вышел, остается без меда, и чаще всего оба погибают от голода. Поэтому пасечник должен предупреждать позднюю паройку перваков заблаговременным расширением улья, поставкою над подкопом и проветриванием. Если же несмотря на то поздний парой все-таки выйдет, то, разыскав матку, нужно осадить ее в пустой улей с 1 л пчел, а остальных возвратить в прежнюю семью. Осадив же этот маленький парой, нужно поставить его тут же, рядом с ульем, из которого он вышел, и по истечении восьми дней, когда в роенной семье весь расплод и все маточники будут уже запечатаны, надобно сорвать их, всех до единого, затем возвратить парой вместе с заносом, построенным им в течение этого времени, назад в роенную семью; таким образом, и матка паройная сохранится, и на зиму явится хороший семенник. Даже в простых ульях можно вырезать занос этого маленького, отдельно осаженного пароя и уставить так или иначе на дне старого улья, дабы пчелы и положенный расплод высидели, и небольшое количество меда, которое в нем окажется, убрали в гнездо, что исполняется тем легче, что рой, в котором лишь кварта пчел, в такое позднее время не мог наделать много сотов.
Голодняки (слет пчел)
Голодняки не суть собственно рои, ибо в этом случае из улья выходит не известная только часть пчел, а все до единой, вместе с маткой. В случае бедности, гнилости расплода, сильного заплесневения, замотыличения, поноса или голода, когда пчелы не находят уже никакого спасения, — они выходят все сразу, вместе с маткой, навсегда покидают улей и садятся на ветке наподобие роя; в улье, из которого вышел такой рой, не останется ни одной пчелки. Рой этот называется голодняком. В пасеке благоразумного, заботливого хозяина такие рои никогда не появляются; больше же всего бывает их в пасеках, которые худо и небрежно содержатся, и особенно в казенных. Не держите голодных или запачканных семей, и вы не будете иметь таких роев.
Голодняки выходят больше всего от голода на весну и осенью, когда весь мед выйдет, а медосбора в поле нет; нередко они покидают в улье значительное количество хорошего расплода.
Случается иногда, что голодняк инстинктивно отыскивает в той же или соседней пасеке безматочную семью и входит в нее и таким образом поправит ее, ибо последняя весьма охотно примет его.
Но если голодняк наткнется на семью, имеющую матку, то будет истреблен; даже матка той семьи, к которой он пришел, может быть умерщвлена пчелами голодняка; таким образом, может при этом пострадать и другая семья.
Если же голодняк сядет наподобие роя на ветке и будет собран, то его не следует возвращать назад в тот улей, из которого он вышел, потому что если даже вычистить его, дать совершенно новое гнездо и снабдить медом, то он все-таки не усидит в этом улье, даже в той самой пасеке, а чаще всего выходит опять и отправляется странствовать. Но нужно добавить ему пчелы, собранной с сильных семей, унести в другую пасеку и осадить на готовый занос; тут он будет сидеть и впоследствии станет хорошей семьей. Или если имеется безматочная семья, то в нее нужно впустить голодняк поздно вечером; здесь он сядет и поправит ее. Можно также матку голодняка употребить на весну для производства ссыпчатого отводка, который снести в другую пасеку; пчел же голодняка можно соединить с какой-нибудь другой семьей; таким образом, получится хороший отводок, который будет сидеть, ибо не матка склонна к странствованию, а пчелы, вследствие бедности, не в силах сидеть. Все это, однако же, относится к весенним голоднякам; выходящие же осенью пригодны разве лишь для поправки безматочных и слабых семенников.
Слетевшими семьями и роями неизвестного происхождения можно занести на пасеку возбудителей заболеваний. Отловленный рой помещают в улей, стоящий в стороне от основных семей пасеки, и наблюдают за ним. Убедившись в его благополучии, можно поставить (обычно на следующий год) на общем точке.
http://apiary33.ru/st/plenty2.html