Означает "начальник, руководитель". Я вам не начальник.
12861,4 написал(а):привередливый!
То это не так то то!
Лучше я вам подскажу, в чем "это не так, то то", чем это сделают ваши пчелы. Моя "привередливость" и подсказка – всего лишь буковки в сообщениях. "Привередливость" и "подсказка" пчел оборачивается для пчеловодов потерей в меде.
12861,4 написал(а):Не зависимо от покраски!
"Размещая на пасечной площадке много пчелиных семей, человек ставит их в особое положение, резко отличающееся от тех условий, к которым пчёлы приспосабливались тысячелетиями. В естественных условиях никогда не бывает такой скученности семей пчёл, как на пасеке. Большая скученность и однообразное размещение ульев приводят к тому, что пчёлам, возвращающимся с полёта, трудно находить своё жилище среди многих десятков других ульев, одинаковых по виду и направлению летков. Тесное и однообразное размещение ульев неизбежно ведёт к массовому блужданию пчёл по пасеке и разлёту их по чужим ульям.
Массовое блуждание пчёл и залёты в другие ульи вызывают следующие нежелательные последствия:
Заметно снижается медосбор.
Разлёт пчёл по соседним ульям способствует распространению заразных болезней пчёл. Болезнь, появившуюся в одной семье, блуждающие пчёлы быстро разносят по остальным семьям пасеки.
Систематическое блуждание пчёл на открытых для ветра пасеках ведёт к повышенной раздражительности пчёл; они легко возбуждаются, чаще и сильнее нападают на людей и животных.
Блуждание и налёты пчёл мешают проведению племенной работы.
Из сказанного ясно, что, размещая ульи на пасеке, необходимо создавать такие условия, которые помогли бы избежать блужданий и налётов пчёл. Редкое размещение ульев на расстоянии 4-6 метров хотя и уменьшает блуждание пчёл, но этого недостаточно. Необходимо на пасеке создавать разнообразные ориентиры, по которым пчёлы будут находить свои ульи. Ориентирами могут служить:
1) растительность на пасеке,
2) характер размещения ульев,
3) разнообразная окраска ульев.
2.2.3 Изгородь вокруг пасеки
Территория пасеки обязательно должна быть огорожена забором или живой изгородью (из деревьев и кустарников) высотой не менее двух метров не только для защиты от ветра, но и для того, чтобы при перелёте на соседний участок пчёлы выше поднимались над землёй и не жалили людей и животных.
2.2.7 Установка ульев
Целесообразно размещать ульи небольшими группами по 2-3 улья. Групповое размещение ульев имеет следующие преимущества: на одной и той же площади группы ульев можно располагать на значительно большем расстоянии друг от друга, чем одиночные ульи, а это улучшает ориентировку пчёл.
В пределах группы ульев легко осуществить взаимную помощь семьям в процессе ухода за ними. Например, если нужно подставить рамку с расплодом или подселить семью, то пчеловод имеет возможность сделать это за счёт соседних семей. Перестановка рамок из улья в улей может быть выполнена в пределах группы семей, стоящих вместе, а это значительно улучшает санитарно-гигиенические условия на пасеке.
В процессе ухода за пчёлами часто возникает необходимость объединить семьи или поместить две семьи в один улей. Это значительно упрощается при групповом размещении ульев.
Групповое размещение ульев позволит пчеловоду при работе с пчёлами сократить время на переходы от одного улья к другому. Расположив необходимый инструмент и материалы в одном месте, пчеловод может выполнить работу сразу в 2-3 семьях.
Перед каждым ульем должно быть свободное пространство (не менее 1,5-2 метра), на котором пчёлам удобно набирать высоту и снижаться. Поэтому размещать ульи нужно так, чтобы они находились в 3-4 метрах друг от друга в ряду при 4-6 метрах между рядами. Если территория для пасеки ограничена, то расположить их можно парами или по одному с расстоянием 0,7-1 метр. Чаще всего ульи ставятся на подставки в виде ящиков, кольев или просто на кирпичи на уровне 30-50 см от земли (таким образом донышки ульев предохраняются от влаги), с ориентацией летков на восток или на юго-восток, с уклоном улья в сторону летка до 5 градусов, чтобы в улей не затекала дождевая вода.
Пчелы имеют глаза, состоящие из отдельных мелких ячеек – фасеток (несколько тысяч, так что разрешение получается порядка 100х100), поэтому, окружающий мир должен им представляться в "клетчатом" виде. Исследования американского учёного-пчеловода Фриша показали, что пчёлы отчетливо различают следующие 4 цвета: синий, жёлтый, белый, чёрный. Зелёный цвет сливается с общим фоном растительности, красный цвет пчёлы путают с чёрным. Цвета они отлично видят, но чувствительность их глаз несколько смещена в синюю и ультрафиолетовую область спектра, в том числе и невидимую для человека, поэтому раскраска цветков для пчелы и человека выглядит по разному. А вот красный свет пчелы видят хуже и ульи, покрашенные красной краской, должны для них казаться серыми, поэтому, в такой цвет их не красят (не красят их также и в зеленый, так как он сливается с окружающей растительностью).
2.4.1 Опыт №1 « Ориентация пчел по цвету»
Мы поместили подряд 5 пустых ульев. К одному из них (№ 4) мы приставили жестяной щит, окрашенный в синий цвет, а к соседнему с ним улью (№ 5) такой же щит жёлтого цвета. В улей с синим щитом был посажен рой. Когда пчёлы привыкли к своему улью, щиты, закрывающие передние стенки ульев, переместили, и тогда улей № 4 стал жёлтый, а улей № 5 – синий. Изменение лёта пчел видно из следующей таблицы:
Время подсчётов Прилетало пчёл в минуту
Улей № 4 (синий) с пчёлами Улей № 5 (жёлтый) пустой
До перемены окрашенных щитов 58 0
После перемены щитов 19 46
После обратной перестановки щитов на прежнее место 77 0
Полученные данные показывают, что пчёлы ориентируются на цвет своего улья. С переменой окрашенного щита основная масса пчёл устремилась на привычный для них цвет, в соседний пустой улей.
Однако часть пчёл пошла в жёлтый улей. Это показывает, что, кроме цвета своего улья, пчёлы ориентируются еще чем-то другим, вероятно, расположением и окраской соседних ульев.
Для проверки этого предположения был проделан такой опыт.
2.4.2 Опыт №2 «Выявление условного рефлекса на цвет улья»
Сохраняя взаимное расположение цветов, оба щита были перенесены на один улей влево ; в результате улей № 3 стал синим, а улей № 4 – жёлтым. Все пчёлы стали прилетать в пустой улей № 3, имеющий синий цвет, к которому пчёлы привыкли.
Вывод: пчелы запоминают цвет
2.4.3 Опыт №3 «Ориентация пчел в пространстве по месторасположению улья»
В следующем опыте мы совсем убрали дощечку с синим цветом. После этого пчёлы стали толпиться слева от соседнего жёлтого улья.
Этот опыт показал, что, отыскивая своё жилище, пчёлы руководствуются окраской не только своего, но и соседних ульев.
3. Заключение
Наблюдая за пчелами и жизнью пчелиной семьи, мы пришли к выводу, что жизнь даже таких маленьких насекомых очень сложна.
Эти опыты показывают, что окраска ульев является очень важным признаком при ориентировке пчёл. Отыскивая своё жилище, пчёлы руководствуются окраской не только своего, но и соседних ульев. Поэтому расположенные по соседству ульи должны обязательно иметь разные цвета.
Ульи тёмного цвета, поглощая солнечные лучи, сильнее прогреваются, и летом пчёлам в них слишком жарко. Поэтому на юге ульи следует окрашивать в светлые тона: светло-синий, голубой, светло-жёлтый и белый, со всевозможными оттенками. Если ульи размещают группами, то в пределах каждой группы они должны быть окрашены в разные цвета. Можно окрашивать в разные цвета лишь наиболее приметные для пчёл части улья: переднюю стенку, прилётную доску и верхний настил крыши. Все остальные части ульев могут быть окрашены однообразно наиболее дешёвой и прочной краской."
Полностью статья тут: http://www.hintfox.com/article/vlijanie … -pchl.html
Больше информации об ориентировании пчел на пасеке тут: https://yandex.ru/search/?text=ориентация пчел на пасеке
О восприятии пчелами различных цветов и узоров тут: Пчелы и матки
- Подпись автора
Он не требует, чтобы мы размышляли о Нем, только чтобы мы вообще размышляли. /Сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт/