Напоминалка пчелиной математики – математики календарей работ на пасеке по методу Цебро
А – трутни, Б – матки, В – пчелы;
а – яйцо, б – личинка, в – личинка прядёт кокон, г – предкуколка, д – куколка, е – имаго.
Стадия яйца называется засевом, стадия личинок до запечатывания — открытым (непечатным) расплодом, после запечатывания — закрытым, или печатным, расплодом.
Расплод нормально развивается при 34-35°. С повышением температуры на 1-2° сроки развития укорачиваются на один-два дня, а с понижением — удлиняются.
Пчелы
3 дня яйцо: с 1-го по 3-й день.
Однодневное яйцо – стоящее вертикально на донышке ячейки,
двухдневное яйцо – наклонное,
трехдневное яйцо – лежащее на донышке ячейки.
6 дней личинка: с 4-го по 9-й день.
1-3 день – молодая личинка,
4-6 день – старшая личинка,
11 дней куколка: с 10-го по 21-й день.
На 21 день – пчела.
1-й – 3-й день: пчела – чистильщица сотов.
Созревшая пчела, выйдя из ячейки и очистив с себя остатки пленки — кожицы, минуты через две-три пробует чистить ячейку. Она помогает своим более взрослым сестрам сгрызать обрывки крышек, принимает участие в выравнивании и сглаживании краев ячейки, обмывает и чистит язычком стенки, дно.
В чистке каждой ячейки и в ее подготовке к повторному использованию принимают участие от полутора до трех десятков пчел. Возрастной состав чистильщиц оказался пестрым: наряду с пчелой-однодневкой здесь работали и пчелы трехнедельного возраста.
Более взрослые пчелы работали иной раз и по две минуты без передышки, тогда как молодые редко занимались делом дольше считанных секунд. Они часто прятались в чистые ячейки и здесь отсиживались в уединении, не то дозревая, не то, может быть, отдыхая от первых трудов.
Многие из молодых пчел отсиживались на ячейках с расплодом.
4-й – 8-й день: пчела-воспитательница.
На четвертый день жизни пчела перестает заниматься чисткой ячеек. До этого времени ее кормили старшие пчелы, теперь она не только начинает кормиться сама, но принимается раздавать корм взрослым личинкам.
Пчела-чистильщица превращается в пчелу-воспитательницу.
Впервые отправляется она в район медовых ячеек и ячеек с пергой, куда раньше не заглядывала, и здесь проводит несколько минут. На гладкой поверхности перги в ячейках остаются царапины — следы ее челюстей.
Нагрузившись кормом, пчела спешит на рамку с расплодом, здесь одну за другой проверяет ячейки и подолгу задерживается в тех из них, в которых дозревают старшие личинки. Израсходовав взятый запас, воспитательница возвращается к ячейкам с медом и пергой и нагружается для нового рейса по сотам.
Этим делом пчела занята с четвертого по восьмой день жизни, после чего она вступает в следующую стадию, превращаясь из воспитательницы старших личинок в кормилицу личинок младших возрастов.
ЛЕТНАЯ ЖИЗНЬ
Проходя «службу» внутри улья, пчела постепенно и в зависимости от условий то дольше, то быстрее учится в то же время летному делу.
Подготовка к летной деятельности начинается, очевидно, с коротких упражнений на открытых ячейках, и сочетается вскоре с первыми вылетами, которые еще совсем не походят на обычные. Невысоко поднявшись над летком и обязательно головой к улью, не дальше двух-трех метров от него, молодая пчела держится на крыльях не дольше одной-трех минут, а опустившись, возвращается на соты и снова принимается за прерванную работу чистильщицы или воспитательницы.
Если день выдался особенно погожий, учебный вылет повторяется. И снова пчела не отрывает глаз от улья и не отлетает от него далеко.
Во время первого облёта пчёлы освобождают свой кишечник от накопившегося кала, поэтому его часто называют очистительным. Длится первый полёт недолго, и пчёлы возвращаются в улей.
Пчелы из сильных семей на главном медосборе приступают к сбору нектара и его переработке уже с 5-дневного возраста, минуя работы по выращиванию расплода. – "Секрет" Цебро: преимущество сильных семей перед слабыми
8-й – 12-й день: пчела-кормилица.
Кормление молодой личинки, а она питается только молочком, оказалось основным занятием пчел в возрасте от восьми до двенадцати дней.
Но на этом уход рабочих пчел за расплодом не заканчивается. После запечатывания ячейки личинке нужно тепло, пчелы-кормилицы поддерживают в зоне расплода температуру 35° С до выхода из ячейки насекомого – обогревают запечатанный расплод.
ЛЕТНАЯ ЖИЗНЬ
Пчела, получившая воздушное крещение, на следующий раз уже несколько увеличивает радиус полета и срок пребывания в воздухе. Вылеты — попрежнему головой к улью, глазами к летку — становятся более уверенными. Восьми-девятидневные пчелы стайками дружно летают, кружась вокруг улья, оглядывая его со всех сторон, чтобы через пять-семь минут вернуться из своего первого большого ориентировочного полета.
Во время ориентировочных облётов пчёлы запоминают окраску и форму улья, положение летка, расположение улья на пасеке и ориентиры на местности. Большое значение в ориентировании пчёл имеют хорошо заметные предметы (деревья, дома) и детали рельефа. Используют для ориентирования они также солнце и магнитное поле Земли.
В тот же день или назавтра пчела переходит в последний класс летной школы. Полет затягивается иной раз уже и до получаса. Пчела больше не смотрит на улей.
Как взрослая, прямиком поднимается она с прилетной доски и ложится на курс воздушной трассы — в луга, в леса, в сады. Здесь, опустившись на облюбованный цветок, она долго отдыхает, пока еще не тратя сил ни на сбор нектара, ни на укладку обножки, перелетает на другой, на третий цветок и снова отдыхает, прежде чем отправиться в обратный путь. Дома, в улье, следует короткий отдых, во время которого пчела заправляется новой порцией меда для очередного полета.
Многие пчелы делают по нескольку таких холостых полетов, прежде чем впервые наполнят свой зобик нектаром и познакомятся с тяжестью пыльцевой обножки.
12-й – 18-й день: пчела-приемщица и пчела-строительница.
В гирляндах пчел на сотах отобрали свыше полутысячи строительниц. Так как все пчелы были здесь мечены по возрастам, удалось установить, что подавляющее большинство их находится в возрасте от двенадцати до восемнадцати дней.
Пчелы-строительницы выполняют и еще одну очень нужную работу — принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают в мед. Работа над нектаром еще более усиливает функцию восковыделительных желез.
Начав принимать корм от сборщиц, пчела-кормилица превращается в приемщицу. Пчелы-приемщицы заняты разными обязанностями. Одни сами принимают нектар от летных пчел, встречая их у летка. Другие перегружают этот нектар в дальние соты из нижних, ближайших к летку ячеек, где он был сложен на первых порах. Третьи головой утрамбовывают в ячейки доставленную в улей пергу, пока сборщицы, сбросившие обножку, заправляются медом и снова спешат в поле.
18-й день – 25-й день: пчела-уборщица и пчела-охранница.
Приемщицей корма пчела бывает не дольше недели, при этом она постепенно переключается на очистку гнезда от всякого сора. Уборщицы не просто выносят его за леток, а отлетают с ним подальше и сбрасывают метров за десять-двадцать в стороне от улья.
ЛЕТНАЯ ЖИЗНЬ
В течение двух дней рабочие пчёлы в возрасте 18 дней активно готовятся к дальним полётам, тренируют крылышки, запоминают свой улей. Но они не просто летают, а выполняют роль санитаров: выносят всякий мусор из улья на расстояние 10-20 метров. В это же время они отрабатывают навыки ориентирования.
Последние часы ульевого существования заполнены у пчел охраной гнезда.
Сторожевую службу в семье несут пчелы всех возрастов, за исключением наиболее молодых, но уборщицы и старые летные пчелы-сборщицы сторожат улей старательнее и бдительнее всех прочих.
Сторожевой службой заканчивается внутриульевой период жизни пчелы.
При отборе молодых пчел для отводков, из вторых корпусов семей, для уменьшения их слета из отводков и для лучшего приема пчелами отводков 14-дневных маточников, нам нужны молодые пчелы в возрасте до 8 дней. Желательно, 4-8-дневные. А это пчелы-воспитательницы, выкармливающие пергой старших личинок, 4-6-дневного возраста, и еще не успевшие совершить ориентировочные облеты в семье.
Но для этого, во вторых корпусах семей, в момент до и во время формирования отводков, должны находиться не только соты с запечатанным и выходящим расплодом, но и соты с открытым расплодом, с личиками старшего возраста.
- Подпись автора
Он не требует, чтобы мы размышляли о Нем, только чтобы мы вообще размышляли. /Сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт/