РАБОТА №13 – 22 мая Выполняется через 4 дня после работы №12
Проверка выхода маток из маточников в отводках. Подсадка молодых маток безматочным отводком. Формирование сборных нуклеусов из вторых корпусов основных семей. Деление семей-воспитательниц на нуклеусы.
Перечень операций
1. Обеспечение каждой основной семьи 6 рамками вощины. Приготовление на каждый нуклеус по 1 рамке сотов, частично заполненных водой, по 1 вставной доске и постановка их в нуклеусные ульи. Летки ульев нуклеусов закрывают.
2. Проверка выхода маток из маточников в отводках, в том числе и по отверстиям в остатках маточников: если отверстие прогрызено сбоку маточника, значит, пчелы не приняли маточник и убили матку в маточнике. 3. Мечение отводков, в которых не вышли матки из маточников или не были приняты пчелами перевернутой крышкой, а слабых отводков – травой, положенной на крышки. 4. Раздача безматочным отводкам запасных молодых маток в клеточках, частично заполненных канди и заклеенных вощиной.
5. Беглый осмотр нескольких рамок вторых корпусов семей с целью определения, не работают ли там матки. 6. Подсиливание слабых отводков 1 рамкой зрелого расплода, взятой со вторых корпусов семей, и постановка в эти семьи, взамен взятых рамок, по 1 рамке сотов с вышедшим расплодом, взятых из подсиливаемых отводков.
7. Формирование от каждых двух здоровых основных семей одного сборного нуклеуса путём отбора из их вторых корпусов по 1 рамке с печатным расплодом или по 2 рамки с кормом (в зависимости от силы семей) с сидящими на них пчёлами. Постановка этих рамок в 6- или 10-рамочные ульи, а так же стряхивание в эти ульи дополнительно по 2 рамки пчёл с каждой семьи. Ограничение рамок вставными досками и утепление нуклеусов (холстик, подушечка-одеяльце, крышка). 8. Размещение нуклеусов по одному с правой стороны семей. 9. Раздача нуклеусам маток в клеточках, с канди в кормовом углублении и заклеенных вощиной.
10. Перестановка из вторых корпусов семей в запасной корпус всех рамок, с сидящими на них пчелами. 11. Снятие пустых вторых корпусов и разделительных решеток с гнезд семей. 12. Осмотр рамок нижних корпусов на наличие маточников. Выемка из нижних корпусов медовых и пергово-медовых сотов, мешающих яйцекладке маток, и перестановка их без пчел во вторые корпуса. 13. Формирование нижних корпусов семей на 14 или 12 рамках из 4 или 2 медово-перговых рамок, 1 строительной рамки, 6 рамок с самым зрелым расплодом и с яйцами, в том числе взятыми из запасных корпусов, и 3 рамок с вощиной, размещая рамки для лучшей яйцекладки маток, начиная от правой стенки улья: 2 или 1 кормовые рамки, 2 рамки с расплодом, 1 вощина, 2 рамки с расплодом, 1 вощина, 2 рамки с расплодом, 1 отстроенная вощина, строительная рамка, 2 или 1 кормовые. 14. Размещение на нижние корпуса разделительных решеток, постановка вторых корпусов и проверка положения решеток. 15. Перестановка во вторые корпуса рамок из запасных корпусов, с добавлением в них рамок с кормами и вощиной до 10-ти рамок, расставляя их, начиная от правой стороны корпуса: рамки с медом, рамки с вощиной, кормовая рамка, рамки с молодым расплодом, кормовая рамка. 16. Утепление гнезд семей.
17. Деление семей-воспитательниц на нуклеусы путем перестановки в пакетные ящики (с вентиляционными сетками) для перевозки на другие точки по одной рамке с расплодом и по две рамки с кормом с сидящими на них пчелами. 18. Раздача нуклеусам маток в клеточках, частично заполненных канди, и размещение оставшихся клеточек с матками во вторых корпусах сильных основных семей между рамок с расплодом.
19. Пересадка в освободившиеся ульи отводков с племенными матками, стоящих с правой стороны от этих ульев.
20. Перевозка нуклеусов, сформированных от семей-воспитательниц, на другие точки, пересадка их из пакетных ящиков в нуклеусные ульи и выпуск им маток из клеточек путем заполнения канди отверстий для выхода маток.
21. По окончании всех работ на точке или вечером летки нуклеусных ульев открывают, но не больше, чем на 1-2 см – на проход для 1-2 пчел, для предотвращения разграбления нуклеусов пчелами семей.
Примечание 1: Если нуклеусы не перевозятся на другие точки, то их делают не более 3-х штук от одной семьи-воспитательницы на 5-6 рамках и держат закрытыми не менее трех суток в прохладном помещении или в тени.
Примечание 2: Главная задача этой работы – проконтролировать выход маток из маточников в отводках. Тем, в которых по какой-то причине не родились матки, подсадить маток из запаса. Через 4 дня после раздачи 14-дневных маточников, если матка не вышла из маточника в отводке или нуклеусе, значит она с пороками – возможно, была застужена, при раздаче маточников, или больная, или еще что-то с ней случилось. Может, она очень поздняя, поскольку, когда вы прививали рамку, там могло быть одночасовое яйцо. Лучше такой маточник убрать, и дать матку, которая в семье вышла в клеточке. Нуклеусы для ведения пасеки играют очень важную роль, так как при облете молодых маток в отводках многие из них теряются, и приходится им подсаживать маток из нуклеусов. Кроме того, некоторые матки в отводках оказываются некачественными, их также приходится менять на маток из нуклеусов.
Через 2-3 дня после раздачи маток в клеточках в отводки и нуклеусы, надо проверить, выпустили ли их пчелы, если не выпустили, надо выпустить их самому. |