Я и начал эту канитель только потому,что качество мёда после обычных сит магазинных - страдает.Я торгуя на ярмарках это понял. В меду остаются мелкие примеси воска ,прополиса -покупатель считает "грязью"
Потому отстой как у Петровича и хочу организовать у себя.
Виктор, вы стеллаж для распечатки сотов с ящиками для сбора забруса, в медовой, в Черёхе видели? Самым первым делом я сделал себе такой. К нему сделал три ящика: два ящика для вскрытия над ними рамок, для срезок, когда вскрываешь рамки, со сделанным в них упором для вскрываемых рамок и с сетчатым дном (металлическая сетка ~5х5 мм или 6х6 мм), третий ящик – полностью сетчатый, все 4 стенки и дно. Ящики объемом немного большим, чем у Цебро – чтобы во время работы реже очищать их от забруса.
(Стеллаж в "медовой" у Цебро в Черёхе. Больше фото в Галерее)
Стеллаж – из двух параллельных брусьев, с расстоянием между ними шириной под рамку, чтобы её можно было повесить между брусьями и двигать по ним. Длина стеллажа около 2 метров. Высота 60-80 см, чтобы удобно работать было. У Цебро он пристроен к стене помещения – комнате откачки меда, свой я делал переносной.
В этот стеллаж вставляется деревянный ящик – короб с сетчатым дном для сбора срезанного забруса. У короба по бокам сделаны плечики, как у рамок, только прочнее – должны выдержать вес порядка 50 кг. Короб оборудован упорами для рамки. Надо 2-3 таких короба. Под стеллажом, по всей длине, идет наклонный желоб для медостока, в медосборник – большую столовскую кастрюлю.
Рамку вертикально упираешь в упор короба и срезаешь забрус. Забрус падает в короб, через сетчатое дно на желоб стекает мед, и по желобу в медосборник.
Вскрытую рамку вешаешь на стеллаж, рядом с коробом. Срезаешь забрус со следующей рамки, вешаешь рядом. И так далее, пока места хватит. Мед со вскрытых рамок также стекает на желоб и по нему в медосборник. Когда короб заполняется забрусом, сдвигаешь его на дальний конец стеллажа, себе ставишь второй.
Забрус на ночь остается в ящиках, и к утру забрус сухой – весь мед с него стекает.
Потом забрус из ящиков вынимается и увозится на пасеку, для обсушки пчелами. После пчел получаешь сухой воск, без меда. Он идет на перетопку.
Один человек вскрывает рамки, второй, в это время, работает с двумя медогонками – 32-рамочной и 4-х рамочной электрическими. Из медогонок мед поступает самотеком в фильтр, в него же сливается мед из кастрюли, из-под стеллажа. Отфильтрованный мед перекачивается насосом в промышленный накопитель ("стол пчеловода", из нержавейки) и из него разливается по пластиковым бакам.
Все 20 тонн Цебро качали всего 2 человека, работая по 6 часов в день, каждый день, начиная с середины июля. Свой мед я качал один, и крутил ручную 4-х рамочную медогонку.
У меня работа происходила так:
Полностью сетчатый ящик висит в дальнем конце стеллажа, там же находится второй ящик с сетчатым дном (или вообще в стороне, не на стеллаже). Рамки вскрываю над первым ящиком с сетчатым дном: из рядом стоящих 10-рамочных корпусов с медовыми сотами я беру рамку, вскрываю ее над ящиком – срезаю с нее соты до средостенья, срезки падают в ящик, вскрытую рамку вешаю на стеллаж. Вскрываю и вешаю рамки, пока стеллаж не заполнится.
Всё это время мед самотеком стекает со вскрытых рамок, висящих на стеллаже, и со срезок в ящике (через сетчатое дно ящика) по желобу, расположенному под стеллажом, в накопитель для меда – в большую (столовскую) кастрюлю.
Когда стеллаж полностью заполнится вскрытыми рамками, начинаю с них откачивать оставшийся в них мед с помощью медогонки (у Цебро это происходит параллельно: один человек вскрыват рамки, второй работает с медогонками).
Откачанные рамки собираю в освободившиеся 10-рамочные корпуса, для обсушки их на пасеке пчелами.
Закончив с медогонкой, снова вскрываю рамки и заполняю ими стеллаж. Заполнив стеллаж – прогоняю эти рамки через медогонку. И так – пока не закончу день. Срезки копятся в ящике, мед с них самотеком по желобу стекает в кастрюлю-накопитель. Когда ящик заполнится срезками, отодвигаю его в дальний конец стеллажа, беру второй ящик с сетчатым дном и продолжаю работать над ним – заполняю срезками с сотов второй ящик.
По мере надобности кастрюлю-накопитель освобождаю в молочный бидон. В него же сливаю мед из-под медогонки.
В конце дня, закончив на сегодня с рамками, делаю следующее:
Поровну распределяю срезки по двум ящикам, переворачиваю их, чтоб не слеживались, и оставляю их в ящиках до утра: всю ночь с них будет стекать мед, утром срезки будут практически сухие. Совершенно досуха их обсушат на пасеке пчелы.
Нефильтрованный мед в молочных бидонах можно временно в них и оставить, а можно сразу отфильтровать и разлить в тару для меда.
Для этого я использую третий ящик, который полностью из сетки. Вешаю его на стеллаж. Вкладываю в ящик мешок, сшитый по размеру ящика из двойной марли (предварительно марлевый мешок надо намочить водой и хорошо отжать), и из бидонов лью в него мед. Через сетчатые дно и стенки ящика, сквозь марлю, отфильтрованный мед по желобу стекает в тару для меда. Можно его подержать открытым в сухом помещении (накрыв газетами), а можно сразу закрывать крышкой и отправлять на склад.
Будете у Светы в Черёхе – с вас фото стеллажа для вскрытия рамок с ящиками под забрус.
- Подпись автора
Он не требует, чтобы мы размышляли о Нем, только чтобы мы вообще размышляли. /Сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт/