МЕТОД ЦЕБРО :: информационно-справочный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «Метод Цебро»

Сообщений 181 страница 200 из 230

181

Некоторых пчеловодов может насторожить тот факт, что весной я ставлю 2 сота между 6-ю рамками с расплодом. Во многих наставлениях по пчеловодству не рекомендуется этого делать.
Но, как показала практика, семьи силой более 10 улочек – а на моей пасеке в это время они занимают 12-14 улочек – уже в состоянии обогреть расплод на 8 рамках. Кроме того, благодаря ежедневному появлению на свет молодых пчел сила таких семей быстро увеличивается. Необходимость дополнительного обогрева гнезд загружает появляющихся резервных пчел работой.
Поставив 2 сота между расплодом и 2 сота по его краям, я принуждаю пчел семьи соединять расплодную часть гнезда. Они быстро чистят и полируют ячейки этих сотов, и матка откладывает в них яйца. При этом вновь резко возрастает ее яйцекладка.*


* - Подробнее см. тут.

0

182

Пчеловод, который примет решение со следующего года перейти на предлагаемый мною метод пчеловождения, должен уже осенью текущего года после медосбора по-другому готовить семьи к зимовке. Если они уходят в зиму с молодыми пчелами от одной матки и имеют небольшую силу, то осенью переводить их на зимовку в двух корпусах не имеет смысла.
Но надо принять меры к тому, чтобы эти семьи как можно лучше перезимовали. А мы знаем, что они успешнее перезимуют с увеличенными подрамочными и надрамочными пространствами. Поэтому осенью при сборке гнезда на зиму в семьях оставляют по 10 рамок расплода и кормов, переставляют их в запасные корпуса, а затем на нижние корпуса семей ставят пустые магазинные надставки и в них размещают по 10 гнездовых рамок и ограничивают их вставными досками. Таким образом, подрамочное пространство семей на зимовку увеличивается на 15 см (высота магазинной надставки).
Перед кормлением семей на зиму в одностенных ульях на нижние рамки в магазинные надставки ставятся пустые кормушки. После снятия кормушек в эти магазинные надставки размещаются подушки.
После кормления кормушки убираются, и на зимовку надрамочное пространство семьи также увеличивается на 15 см. Весной после облета, так же как и при зимовке в двух корпусах, семьи для дальнейшей работы переводятся в нижние корпуса с одновременным расширением их гнезд и усилением семей-воспитательниц.
При этом на гнезда устанавливаются временные верхние корпуса с размещением в них по 3 светло-коричневых сота из запаса с целью подготовки их пчелами для будущей яйцекладки маток, а также для размещения в них пчел, свободных от выращивания расплода, нектара и меда с ивовых при раннем взятке.
На рамки временных корпусов ставятся поилки с 30-процентным сахарным сиропом, и кладутся пакеты с остатками канди.
После этого семьи быстро усиливаются.

0

183

ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО РОСТА СИЛЫ СЕМЕЙ

После пересадки семей из вторых корпусов в первые, выравнивания семей по силе печатным расплодом и расширения гнезд на 4 рамки семьи быстро набирают силу. Через 9-10 дней, при достижении семьями веса по 2,5-3,0 кг, в них появляются свободные от выращивания расплода пчелы.
В пчелином сообществе начинается новый этап развития, который называется периодом появления избытка пчел.
На пасеках, где содержатся в основном сильные семьи, зимующие на воле, этот период наступает уже в третьей декаде апреля, что на 10-12 дней раньше, чем у семей, зимующих в помещениях.

0

184

По мере роста массы пчел в семьях с каждым днем увеличивается разрыв между количеством пчел-кормилиц и яйцекладкой маток. На единицу веса пчел количество расплода в семьях с каждым днем уменьшается. Чем сильнее становятся семьи, тем больше накапливается пчел, не занятых выращиванием расплода, тем меньше остается места для яйцекладки маток в ограниченных гнездах.
Пчелы начинают бездельничать, и в их организме постепенно накапливается избыток питательных веществ. При этом начинает изменяться физиологическое состояние семей.
Если же пчел каким-то образом заставить израсходовать избыток питательных веществ и не допустить смены их физиологического состояния, то семьи не будут готовиться к роению.
В этот период вывод один – занять семьи обогревом увеличенного объема гнезд, загрузить выкармливанием молодого расплода, занять строительством большого количества сотов на вощине, а затем и сбором нектара с ивовых медоносов.
А это значит, что необходимо значительно увеличить объем гнезд семей для яйцекладки маток, размещения пчел и собранного корма – пришло время расширять гнезда семей.

0

185

РАБОТА ПЧЕЛОВОДА В ПЕРИОД НАКОПЛЕНИЯ В СЕМЬЯХ ИЗБЫТКА ПЧЕЛ

Занимаясь более 60 лет пчелами, я пришел к глубокому убеждению, что при первом расширении гнезд семей вверх необходимо ставить на них не магазинные надставки, что делают большинство пчеловодов-любителей, а только вторые корпуса, независимо от того, каким методом пчеловод ведет пчел своей пасеки.
Практика многих лет пчеловождения показала, что поставленные на семьи магазинные надставки, а не вторые корпуса, являются тормозом в развитии семей и получении ими высокой продуктивности.
Постановка на семьи магазинных надставок, а не корпусов, является главной причиной массового роения семей на пасеках России.

Постановка магазинных надставок не увеличивает места для яйцекладки маток, так как многие из них не переходят класть яйца на магазинные рамки и продолжают искать место в нижних корпусах. При этом яйцекладка маток значительно сокращается. Поставленные магазинные надставки на семьи только на половину увеличивают объем их жилища, а не в 2 раза, как при постановке вторых корпусов. А это значит, что в семьях на обогрев затрачивается мало сил, и продолжает накапливаться избыток питательных веществ – главная причина возникновения роевого состояния.
Постановка на семьи магазинных надставок, а не вторых корпусов, сдерживает выбраковку сотов из нижних корпусов и отстройку новых сотов на вощине, что ведет к выводу мелких пчел и к возникновению многих болезней.

Кроме всего вышесказанного, поставленные на семьи магазинные надставки сдерживают рост семей и очень затрудняют формирование отводков и нуклеусов, так как при выполнении этих работ, как правило, необходимо отыскивать маток семей, а это не всем пчеловодам под силу. При постановке вторых корпусов эта работа значительно облегчается, так как отводки и нуклеусы формируются из вторых корпусов семей, где в это время не работает матка и не надо ее отыскивать.
Поэтому на своей пасеке при расширении гнезд пчелосемьям вверх я ставлю только вторые корпуса, в которых размещаются сразу по 10 гнездовых рамок, в том числе 2 рамки кормов, 4 рамки расплода и 2 рамки сотов, предназначенные для яйцекладки маток.

Постановка вторых корпусов на семьи выполняется тогда, когда каждая семья пасеки в нижних корпусах имеет в среднем 8-9 рамок расплода. Это главный показатель времени постановки вторых корпусов для любого пчеловода и на любой пасеке при внедрении предлагаемого мною метода пчеловождения.
На моей пасеке этой операции посвящена работа № 7.

0

186

РАБОТА № 7 – 24 апреля
Выполняется эта работа после перевода семей для работы в нижние корпуса, когда каждая семья точка в нижних корпусах имеет в среднем 8-10 рамок расплода.

Именно с этой работы в дальнейшем ведется расчет времени по выполнению последующих работ.

Постановка вторых корпусов на все семьи пасеки. Перевод маток племенных семей-воспитательниц для работы в сокращенных вторых корпусах.
Подкормка семей-воспитательниц канди и пергово-медовой пастой. Создание условий для быстрого перехода маток основных семей из первых корпусов во вторые для дальнейшей работы.

Перечень операций

РАБОТА С ПЛЕМЕННЫМИ СЕМЬЯМИ-ВОСПИТАТЕЛЬНИЦАМИ:

1. Обеспечение каждой семьи-воспитательницы двумя сотами, в которых ни когда не выводился расплод, и по1 кг пергово-медовой пасты;
2. Снятие временных корпусов, пленок и холстиков с гнезд племенных семей-воспитательниц;
3. Поиск в нижних корпусах племенных маток и перенос их вместе с двумя рамками самого молодого расплода с пчелами во вторые корпуса, с установкой по их бокам по две рамки с кормами, особенно пергой;
4. Постановка в нижние корпуса семей-воспитательниц, вместо взятых рамок с расплодом, кормовых рамок и сотов, взятых из вторых корпусов;
5. Размещение на нижние корпуса этих семей разделительных решеток. Укрытие нижних корпусов пленками с таким расчетом, чтобы остались незакрытыми 5 крайних рамок;
6. Постановка на нижние корпуса вторых, и размещение в них по 2 полнокормовых рамки и по 3 рамки с молодым расплодом и матками вместе с пчелами над открытыми 5-ю рамками нижних корпусов;
7. Ограничение во вторых корпусах этих 5 рамок вставными досками и размещение за ними по 2 рамки пустых сотов, в которых никогда не выводился расплод, канди и пергово-медовой пасты;
8. Размещение на рамки вторых корпусов остатков канди и поилок, заполненных 30-процентным сиропом;
9. Утепление семей холстиками и подушками.

РАБОТА С ОСНОВНЫМИ СЕМЬЯМИ:

1. Снятие временных вторых корпусов с подготовленными пчелами для яйцекладки маток 4-мя сотами, холстиков и пленок с гнезд основных семей;
2. Осмотр гнезд в нижних корпусах семей с оставлением в них по 4 рамки самого молодого расплода и перестановкой во вторые корпуса остальных рамок зрелого расплода с 2 рамками меда и перги вместе с пчелами;
3. Формирование нижних корпусов семей на 10 рамках, которые, начиная от правой стенки улья, ставятся в следующем порядке: кормовая, вощина, 2 рамки расплода, вощина, 2 рамки расплода, вощина, строительная рамка, кормовая;
4. Постановка на основные семьи вторых корпусов без применения разделительных решеток, с размещением в них 10-ти рамок, которые, начиная от правой стенки корпусов, ставятся в следующем порядке: кормовая, сот, 2 рамки расплода, вощина, 2 рамки расплода, 2 сота, кормовая;
5. Утепление семей пленками, холстиками и подушками.

Примечание. Если при комплектации вторых корпусов основных семей окажется, что в каком-то из них менее 4 рамок расплода, то таким семьям во вторые корпуса добавляется недостающее количество рамок расплода, взятого от семей, в которых его больше 8 рамок, или из отводков с запасными матками.
Лишние рамки, отобранные от семей, могут размещаться и во вторые корпуса племенных семей-воспитательниц.

0

187

При разработке предлагаемого метода пчеловождения, который описывается в этой книге, я увязал в единое целое уход за основными семьями пасеки с выводом маток, формированием отводков и нуклеусов и замену в семьях старых маток на молодых без их поиска. Работа по выводу на пасеке практически начинается с предыдущей работы, т. е. с перевода семей пасеки из вторых корпусов для работы в первые, где проводится подсиливание племенных семей. Во многих книгах и пособиях по пчеловодству, как правило, уход за основными семьями описывается в одних главах, а вывод маток, формирование отводков, нуклеусов и замена маток излагается в отдельных разделах, независимо от ухода за семьями. При изложении этих вопросов многим пчеловодам очень трудно внедрить все это на своей пасеке.
По предлагаемому моему методу эти операции выполняются в комплексе, и благодаря этому пасека становится безроевой и высокопродуктивной, с ежегодной заменой маток и 100-процентной сохранностью пчелосемей во время зимовки.

0

188

Поэтому и в работе одновременно, в один день выполняются операции с основными и племенными семьями-воспитательницами. Перед началом работы все семьи-воспитательницы снабжаются двумя сотами, в которых ни когда не выводился расплод, для подготовки их под расплод, и по 1 кг пергово-медовой пасты. С этих семей, в первую очередь, и начинается работа на точке. С них снимаются верхние запасные корпуса, кормушки-поилки, холстики и пленки.
В нижних подсиленных корпусах семей-воспитательниц отыскиваются племенные матки и переносятся в снятые запасные корпуса вместе с тремя рамками самого молодого расплода вместе с пчелами. По бокам этих рамок ставится по одной медово-перговой рамке, и все 5 рамок ограничиваются вставной доской.
Вместо взятых рамок с расплодом в первые корпуса семей-воспитательниц размещаются рамки с кормом, взятые из запасных вторых корпусов.
На первые корпуса семей-воспитательниц размещаются разделительные решетки, которые частично перекрываются пленками с таким расчетом, чтобы остались не закрытыми ими 5 крайних рамок. Поверх пленок на первые корпуса этих семей ставятся вторые корпуса, в которых размещаются рамки с матками, расплодом и кормом над открытыми 5 рамками нижних корпусов.
За вставными досками вторых корпусов размещаются по две рамки сотов, в которых ни когда не выводился расплод, для подготовки их для яйцекладки маток при заключении этих рамок в изоляторы.
На рамки вторых корпусов укладываются пакеты с канди и медово-перговой пастой, а также ставятся заполненные поилки-кормушки. Вторые корпуса утепляются.
Такая комплектация гнезд семей-воспитательниц выполняется для того, чтобы в их вторых корпусах ограничить яйцекладку племенных маток, и затем в изоляторах получить от них крупные яйца для вывода маток. Кроме этого, за время работы племенных маток во вторых корпусах, в нижних корпусах весь расплод будет запечатан.

После этого проводится постановка вторых корпусов на остальные семьи точка или пасеки с применением метода ускоренного перевода маток для работы во вторых корпусах, где теплее и имеются подготовленные соты для яйцекладки.
Перед началом работы с основными семьями каждая из них обеспечивается 4 рамками с вощиной и одной строительной рамкой.

0

189

В начале работы с основных семей снимаются запасные верхние корпуса с 4 сотами, приготовленными для яйцекладки. Проводится осмотр гнезд семей. При этом в нижних корпусах этих семей остается по 4 рамки самого молодого расплода, а все остальные расплодные рамки переносятся во вторые корпуса вместе с пчелами. Туда же переставляются и по две кормовые рамки с кормом.
Нижние корпуса комплектуются на 10 рамках в следующей последовательности, начиная от правой стенки этих корпусов, ставятся: кормовая, вощина, два расплода, вощина, два расплода, вощина, строительная рамка и кормовая.
Все эти рамки в нижних корпусах ограничиваются вставными досками, и на первые корпуса без разделительных решеток ставятся вторые, в которых рамки размещаются в следующем порядке: кормовая, сот, 2 рамки расплода, вощина, 2 расплода, 2 сота, кормовая.
Если при комплектации вторых корпусов в какой-то из семей окажется больше 4 рамок с расплодом, то лишние из них передаются в семьи, где их меньше 4 рамок. Этим приемом так же проводится выравнивание семей по силе.
При такой комплектации корпусов матки семей не могут продолжать яйцекладку в первых корпусах, а сразу переходят во вторые для яйцекладки в подготовленные пчелами соты и в расплодные рамки после выхода из них расплода.
За время работы маток во вторых корпусах пчелы в нижних отстраивают вощину, и в дальнейшем через 12 дней при переводе маток в нижние корпуса, отделенные от вторых корпусов разделительными решетками, будут иметь большой простор для яйцекладки, и семьи не будут приходить в роевое состояние.

0

190

Постановка вторых корпусов на семьи в начале третьей декады апреля, как правило, совпадает с началом взятка с ивовых, и семьи, имея по два корпуса, с успехом могут использовать этот взяток, так как имеется достаточно места и под расплод, и под корма.

Ко дню постановки вторых корпусов заканчивается смена перезимовавших пчел на молодых. Семья качественно обновилась. Это, практически, уже новые семьи. На смену старым, изношенным зимовкой и ранневесенними работами по выращиванию расплода, родились молодые пчелы, полные энергии и сил, способные выполнять любые работы как в гнезде, так и за его пределами – собирать нектар и пыльцу, носить воду. На их выращивание семьи затратили много кормов, и теперь они обязаны пополнить их запасы. И природа дает им такую возможность цветением весенних медоносов и пыльценосов.
Весной за нектаром пчелы вылетают при более низкой температуре +8...+10°. Лучшей температурой для сбора нектара является +15...+25°. Начало вылета пчел утром и окончание лета вечером зависит от выделения нектара растениями, а также от температуры воздуха и погодных условий.

Молодые пчелы, занятые строительством сотов, обогревом гнезд, выращиванием большого количества расплода и переработкой поступающего нектара, не накапливают в себе излишка питательных веществ и не готовятся к роению. За 20 дней после постановки вторых корпусов в семьях добавляется более 20 тысяч молодых пчел, и семьи плотно займут все рамки гнезд. Такие семьи, если позволяют погодные условия, с успехом используют весенний взяток с ивовых. Даже за несколько погожих дней во время этого взятка, который длится около месяца, семьи собирают много нектара и пыльцы и запечатывают до 30 кг меда и несколько рамок прекрасной перги. Однако пчеловодам в это время не надо спешить с отбором товарного меда из гнезд пчелосемей. Этот мед и перга становятся фундаментом дальнейшей жизни пчелосемей. Отбор меда с ивовых приводит к торможению развития семей. Это негативно сказывается на итоге всего сезона, ведь в дальнейшем большое количество меда потребуется для формирования новых семей, отводков и нуклеусов, так как продуктивного взятка после ивового долгое время может и не быть.

0

191

Через 10 дней после постановки вторых корпусов на семьи проводится работа по заключению племенных маток семей-воспитательниц в изоляторы на 2 дня, для получения яиц одного возраста, предназначенных для вывода из них маток.

Пребывая 10 дней на 3 рамках молодого расплода и на 2 рамках кормов, племенные матки в семьях-воспитательницах, имея мало ячеек для яйцекладки, резко сокращают свою яйцекладку. В их организме накапливается большое количество неизрасходованных питательных веществ, и они начинают откладывать крупные яйца, из которых и выводится более крупное потомство. Так происходит и в пчелиных семьях перед роением. За 9-10 дней до закладки маткой яиц в роевые мисочки пчелы семьи резко сокращают яйцекладку своих маток с целью получения от них крупных яиц для вывода маток. Такое же мероприятие провожу и я на своей пасеке.

РАБОТА № 8 – 4 мая
Выполняется через 10 дней после работы № 7
Заключение племенных маток семей-воспитательниц в изоляторы для получения крупных одновозрастных яиц.

Перечень операций:

1. Выемка из-за вставных досок вторых корпусов семей-воспитательниц по одному лучшему соту , в котором ни когда не выводился расплод;
2. Закрепление на этих сотах изоляторов, причем та часть корпуса изоляторов, где расположены сплошные разделительные решетки, закрепляется с той стороны сотов, где короче стенки пчелиных ячеек;
3. Поиск во вторых корпусах семей-воспитательниц племенных маток и заключение их в изоляторы под разделительные решетки;
4. Постановка рамок с изоляторами и заключенными в них матками во вторые корпуса семей-воспитательниц между рамок с расплодом;
5. Удаление из-за вставных досок вторых корпусов семей-воспитательниц оставшихся запасных рамок, в которых не выводился расплод, и постановка вместо них по 3-4 прививочных рамки для придания им запаха семей;
6. Поение семей и подкормка их пергово-медовой пастой;
7. Утепление вторых корпусов семей-воспитательниц;
8. Расстановка ульев под отводки рядом с ульями основных семей с левой их стороны;
9. Комплектация этих ульев вставными досками, холстиками из пленки и по одной рамке светло-коричневых сотов.

0

192

Перед началом работы с племенными семьями обеспечиваю каждую из них по 1 кг пергово-медовой пасты и по одному изолятору для матки.

На практике, к сожалению, оказалось, что изоляторы для маток, выпускаемые заводами пчеловодного инвентаря, оказались малопригодные для этой работы, и пришлось изобретать свой изолятор.
Для этой работы нужен такой изолятор, в котором племенная матка засевала бы одну сторону сота, а не две, и как можно сплошнее. Кроме того, в связи с тем, что при выводе маток из яиц сот разрезается на полоски с одним рядом ячеек с яйцами с одной стороны, и с пустыми ячейками с противоположной, которыми полоски приклеиваются-примазываются к рейкам прививочных рамок, то в ячейках без яиц не должно быть ни меда, ни напрыска, так как при их наличии полоски не приклеиваются к планкам.
В связи с этим возникла необходимость сделать изолятор, состоящий из двух частей, между которыми заключается сот для яйцекладки племенной матки. Одна сторона этого изолятора изготавливается в виде рамки с высотой стороны 18 мм, на которую набивается разделительная решетка с дверкой для запуска маток, от которых необходимо получить яйца нужного возраста для вывода маток.
Вторая сторона изолятора изготавливается из такой же рамки, как и первая, на которую набивается сетка, через которую не проходят пчелы.
Таким образом, если сот для засева до средостения закрепить между двумя частями изолятора и запустить в него матку со стороны разделительной решетки, то она, обслуживаемая пчелами, плотно засеет одну сторону сота. При этом вторая его сторона, закрытая от пчел сеткой, останется без меда и напрыска, и полоски, нарезанные из этого сота, всегда пригодны для наклеивания на планки прививочных рамок.
Две части этого изолятора, расположенные по обе стороны сота, в котором ни когда не выводился расплод, и плотно вдавленные планками рамок до его средостения, скрепляются между собой 4 скрепами из жести, прикрепленными к углам половины изолятора с разделительной решеткой.
Матка, изолированная в таком изоляторе, не может выйти из него ни в гнездо, ни на другую сторону изолированного сота.


http://se.uploads.ru/t/JkOBj.jpghttp://se.uploads.ru/t/sg3Hn.jpg

0

193

При выполнении работы по изоляции племенных маток пчеловодом из-за вставной доски второго корпуса семьи-воспитательницы вынимаются две рамки сотов, в которых ни когда не выводился расплод и которые подготовлены пчелами для яйцекладки матки.
Из вынутых сотов пчеловодом отбирается один лучший, с правильно отстроенными и подготовленными для яйцекладки ячейками. На отобранном соте определяется, какая сторона его отстроена больше, а какая меньше, т. е., где ячейки глубже и где мельче.
Отобранная рамка ложится на ровную доску глубокими ячейками, а к верху мелкими. На сторону сота с с мелкими ячейками укладывается часть изолятора с разделительной решеткой, и сот прокалывается 4 скрепами. После этого рамка вместе с половиной изолятора с разделительной решеткой переворачивается и укладывается на доску. Затем между торчащими скрепами размещается вторая половина изолятора с сеткой. Две части изолятора очень плотно прижимаются друг к другу до средостения сота и скрепляются скрепами. Более глубокие ячейки сота изолируются под сеткой для того, чтобы нарезанные полоски с одним рядом ячеек было удобнее приклеивать к планкам прививочных рамок.
Более мелкие ячейки под разделительной решеткой охотнее засеваются маткой, и их не надо будет укорачивать во время прививки на маточное воспитание.
После этого рамку в изоляторе укладываю на доску разделительной решеткой кверху и открываю в изоляторе дверцу для подсадки матки.
Во втором корпусе семьи-воспитательницы на 5 рамках отыскивается племенная матка, и через отверстие пускается в изолятор под разделительной решеткой.
Рамка в изоляторе размещается на два дня во втором корпусе семьи-воспитательницы между рамок с расплодом.

0

194

После этого из-за вставной доски второго корпуса семьи-воспитательницы убираются пустые соты, и в корпус размещается 3-4 прививочные рамки для придания им запаха семьи. На таких рамках пчелы семьи больше принимают яиц для отстройки на них маточников.
Второй корпус семьи-воспитательницы накрывается пленкой и холстиками с образованием прохода для пчел к кормушке, канди пергово-медовой пасте. На пленку напротив прохода устанавливается кормушка, и размещается пакет с пергово-медовой пастой, поверх которых укладывается подушка.

Таким способом проводится заключение племенных маток в изоляторы во всех семьях-воспитательницах точка.
В этот же день на точке проводится расстановка ульев под отводки рядом с ульями основных семей с левой их стороны и комплектация этих ульев вставными досками, пленочными холстиками и по одной рамке светло-коричневых сотов.

На протяжении двух дней племенные матки семей-воспитательниц, заключенные в изоляторы, проводят яйцекладку на одной стороне сота под разделительной решеткой и, как правило, за это время закладывают яйца в каждую ячейку.

0

195

В связи с тем, что на своей пасеке я прививку провожу на двухдневные яйца, то через два дня после заключения маток семей-воспитательниц в изоляторы и проводится прививка двухдневных яиц на маточное воспитание. В этот же день проводится перевод маток основных семей для работы из вторых корпусов в первые, чтобы к 14-дневному возрасту маточников во вторых корпусах весь расплод был запечатан.

РАБОТА № 9 – 6 мая
Выполняется через два дня после работы № 8
Формирование отводков из семей-воспитательниц на их маток. Перевод маток основных семей для работы из вторых корпусов в первые. Прививка двухдневных яиц на маточное воспитание.

Перечень операций:

1) Работа с племенными семьями-воспитательницами

1. Формирование отводков из вторых корпусов семей-воспитательницна их маток путем перестановки из вторых корпусов этих семей 5 рамок и изоляторов с матками, вместе с сидящими на них пчелами в запасные ульи. Стряхивание пчел со всех остальных рамок вторых корпусов;
2. Снятие вторых корпусов с гнезд семей-воспитательниц;
3. Перестановка из нижних корпусов семей-воспитательниц в сформированные отводки по 2 безрасплодные рамки без пчел;
4. Утепление отводков;
5. Осмотр первых корпусов семей-воспитательниц с ликвидацией свищевых маточников, если они имеются, и расстановкой расплодных рамок попарно так, чтобы между парами рамок образовались 3 промежутка-колодца для размещения в них 3 прививочных рамок;
6. Временная постановка в эти колодцы прививочных рамок;

2) Работа с основными семьями

7. Стряхивание с рамок вторых корпусов всех пчел вместе с матками в первые корпуса, перестановка стряхнутых рамок в запасные корпуса;
8. Снятие пустых вторых корпусов с основных семей;
9. Осмотр рамок нижних корпусов семей с ликвидацией на них свищевых маточников, если они имеются. Добавление рамок с вощиной до полного комплекта нижних корпусов , расставляя их в в пустое место корпусов;
10. Размещение на рамки нижних корпусов семей разделительных решеток;
11. Постановка на нижние корпуса пустых вторых корпусов;
12. Перестановка в эти корпуса рамок из запасных корпусов;
13. Поение семей;
14. Утепление гнезд семей;

3) Прививка двухдневных яиц на маточное воспитание

1. Извлечение из гнезд отводков, сделанных от семей-воспитательниц, сотов в изоляторах с двухдневными яйцами и племенными матками, снятие из них изоляторов и выпуск маток и пчел в отводки;
2. Постановка сотов с двухдневными яйцами в пчеловодный ящик;
3. Выемка из промежутков-колодцев семей-воспитательниц прививочных рамок без пчел и постановка их в пчеловодный ящик;
4. Размещение ящика с рамками в прогретом салоне автомобиля или в теплой комнате;
5. Нарезка острым ножом, нагретым в термосе с горячей водой, из сотов с двухдневными яйцами полосок с одним рядом ячеек с яйцами;
6. Прореживание яиц на нарезанных полосках с помощью спички. При этом в одной ячейке яйцо оставляется нетронутым, а в двух последующих ячейках яйца раздавливаются спичкой. При этом не допускается прикосновение рукой к ячейкам, в которых находятся яйца!
7. Приклеивание-примазывание прореженных полосок к планкам прививочных рамок той стороной, на которой нет яиц, ориентируя ячейки яйцами вниз. Постановка привитых рамок в пчеловодный ящик;
8. Перестановка из пчеловодного ящика по 3 привитых рамки в гнезда семей-воспитательниц, размещая их в промежутки-колодцы между рамками с печатным расплодом;
9. Подкормка семей-воспитательниц пергово-медовой пастой и поение 30-процентным сиропом;
10. Утепление семей-воспитательниц.

0

196

В этот же день на пасеке-точке, в первую очередь, подготавливаются семьи-воспитательницы для прививки им двухдневных яиц на маточное воспитание. Для этого эти семьи обезматочиваются путем формирования от них отводков на их маток.
Для этого в ульи, поставленные для отводков с правой стороны семей-воспитательниц, из вторых корпусов этих семей переставляются имеющиеся там 6 рамок вместе с изоляторами и сидящими на них пчелами. Пустые вторые корпуса снимаются.
Из нижних корпусов семей-воспитательниц в сформированные отводки переставляется по 2 медово-перговых рамки без пчел. После этого осматриваются рамки нижних корпусов семей-воспитательниц с ликвидацией на них свищевых маточников, если они там имеются. При этом рамки с печатным расплодом ставятся попарно, и между парами рамок образовываются 3 промежутка-колодца для размещения в них 3 привитых рамок для выращивания маток.
После подготовки семей-воспитательниц в промежутки-колодцы ставятся пустые прививочные рамки, ширина которых составляет 15 мм. Эти рамки сделаны так, чтобы принятые на воспитание двухдневные яйца, а затем и маточники находились между расплодом соседних рамок семей-воспитательниц. В это время в нижних корпусах этих семей весь расплод запечатан.

0

197

Закончив работу с семьями-воспитательницами, необходимо выполнить запланированную работу с основными семьями – перевод их маток для работы в нижние корпуса. С рамок вторых корпусов основных семей пчелы и матки стряхиваются в нижние корпуса, и стряхнутые рамки переставляются в запасные корпуса. После этого рамки нижних корпусов осматриваются, на них ликвидируются свищевые маточники, если они там имеются, и в корпуса добавляются рамки с вощиной до полного их комплекта.
На первые корпуса размещаются разделительные решетки, и ставятся вторые корпуса, куда переставляются все рамки из запасных корпусов.

После выполнения этих операций в нижних корпусах матки основных семей получают большой простор для яйцекладки, имея частично отстроенные три рамки вощины, 4 рамки сотов с выходящим расплодом, 2-4 рамки с вощиной и одну строительную рамку. При этом каждая семья, имея 22-24 гнездовых рамки, может успешно использовать любой взяток с весенних медоносов.

Гнезда семей утепляются.
За время работы с основными семьями обезматоченные семьи-воспитательницы становятся готовыми к закладке маточников.

0

198

Для этого из гнезд отводков, сформированных от семей-воспитательниц, извлекаются рамки с изоляторами, из сотов этих рамок снимаются изоляторы, и в отводки выпускаются матки и пчелы.
Освободившиеся соты с двухдневными яйцами, отложенными на их одной стороне, ставятся в пчеловодный ящик. Туда же переставляются и прививочные рамки, вынутые из промежутков-колодцев семей-воспитательниц.
Пчеловодный ящик с этими рамками размещается в прогретом салоне автомобиля или в теплой комнате.

Из сота с двухдневными яйцами, размещенного на планшете, который входит во внутрь рамки, острым ножом, нагретым в термосе с горячей водой, нарезаются полоски с одним рядом ячеек с яйцами.
Длина этих полосок должна соответствовать длине планок прививочных рамок.

На нарезанных полосках с помощью спички или тоненькой палочки проводится прореживание яиц. При этом в одной ячейке яйцо оставляется нетронутым, а в двух последующих ячейках яйца раздавливаются. И таким образом прореживаются яйца на всех полосках. При этом не допускается прикосновение рук к ячейкам с яйцами.

После этого полоски с оставленными яйцами приклеиваются, а точнее, примазываются к планкам прививочных рамок той стороной, на которой нет яиц. Примазанные полоски ориентируются ячейкам с яйцами строго в низ рамок. Яйца в ячейках, находящиеся вниз головой, как и яйца в роевых мисочках, указывают на то, что на них необходимо строить маточники. И по инстинкту пчелы это и делают.

Привитые рамки ставятся в пчеловодный ящик, с которого и переставляются в гнезда семей-воспитательниц в промежутки-колодцы между рамок с печатным расплодом. Осиротевшие пчелы этих семей сразу же приступают отстраивать маточные мисочки на данных им яйцах.
Семьи-воспитательницы подкармливаются медово-перговой пастой, жидкой сытой и утепляются.


Подробнее см. тут.

0

199

РАБОТА № 10 – 9 мая
Выполняется через 3 дня после работы № 9
Проверка наличия маток или свищевых маточников во вторых корпусах основных семей.

Перечень операций:

1. Внимательный осмотр рамок вторых корпусов основных семей для проверки, что в них не работают матки, нет свищевых маточников;
2. Ликвидация свищевых маточников, если они там имеются;
3. Перегон маток основных семей из вторых корпусов в первые для дальнейшей работы;
4. Мечение семей, в которых матки работали во вторых корпусах;
5. Осмотр прививочных рамок в семьях-воспитательницах и выбраковка на них маточников с отстающими в развитии личинками, а также самых крупных;
6. Оставление в каждой семье-воспитательнице не более 30 маточников.

Примечание. На крупных пасеках в этот день после выбраковки части маточников проводится передача части прививочных рамок с двухдневными личинками из семей-воспитательниц во вторые корпуса лучших и здоровых основных семей для дальнейшего воспитания маток. Для этого во вторых корпусах этих основных семей между рамками с расплодом делаются промежутки, куда и размещаются прививочные рамки вместе с сидящими на них пчелами. В гнездах семей-воспитательниц оставляется по одной прививочной рамке.
Вместо взятых прививочных рамок в гнезда семей-воспитательниц добавляются по одной рамке сотов.
Эта работа на крупных пасеках проводится для того, чтобы получить больше молодых маток высокого качества. Если все 50-60 принятых маточников оставить в семьях-воспитательницах, то в них не хватит пчел-кормилиц для качественного воспитания этих маток.
В сильных основных семьях, имеющих много незанятых пчел-кормилиц во вторых корпусах, где нет маток, переданные им двухдневные маточные личинки на прививочных рамках будут усиленно кормиться и с них получатся качественные молодые матки.

0

200

ПЕРИОД РАЗМНОЖЕНИЯ ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ *

Это период, начинающийся с момента появления в семьях резервных пчел и заканчивающийся в начале периода накопления кормов, когда инстинкт заготовления кормов побеждает инстинкт роения.

В этот период пчеловод должен продемонстрировать все свое искусство. Любая ошибка в подборе методов пчеловождения может свести на нет результаты благополучной зимовки и усилия по весеннему уходу за пчелами, даже если эти работы были выполнены прекрасно.

На крупной пасеке, размещенной на нескольких точках, за все ошибки приходится платить особенно дорогой ценой. Здесь пчеловод лишен возможности ежедневно наблюдать за состоянием и поведением всех семей на точках, своевременно обнаруживать семьи, пришедшие в роевое состояние, караулить и собирать рои. Именно роение – основной бич пчеловодов в нашей зоне. Оно стало непреодолимой преградой для многих опытных пасечниках, не говоря уже о новичках.

На северо-западе России нет периода ярко выраженного и бурного взятка, при котором инстинкт накопления кормов становится главенствующим и подавляет стремление к размножению.
Слабый и продолжительный взяток, характерный для зоны, только усиливает роевую горячку. В отдельные годы роение охватывает целиком всю пасеку, семьи роятся вплоть до августа.
Возникает необходимость применения такого метода пчеловождения, который бы полностью исключил роение и одновременно позволил содержать на пасеке сильные семьи, готовые продуктивно использовать любой открывающийся в природе взяток.

Долгий и трудный путь пришлось пройти моей пасеке в поисках такого метода. Каждый пчеловодный сезон приходилось испытывать что-то новое, от чего-то отказываться, к чему-то вновь возвращаться.
О главных этапах этих поисков хочу поведать пчеловодам, чтобы они зря не набивали себе шишек, а учились на чужом опыте.


* - Биологические особенности см. тут.

0