МЕТОД ЦЕБРО :: информационно-справочный форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «Метод Цебро»

Сообщений 161 страница 180 из 230

161

При возвращении из полета пчелы-сборщицы не сами раскладывают нектар по ячейкам, а недалеко от летка передают его пчелам-приемщицам. При этом, чем сильнее взяток, тем ближе к летку их встречают пчелы-приемщицы. От одной пчелы-сборщицы отбирают нектар 3-5 пчел-приемщиц. Значит, их в семье должно быть значительно больше, чем сборщиц. А это наблюдается только в сильной семье.

Приняв нектар, пчелы-приемщицы распределяют его по сотам, заполняя ячейки на одну треть, чтобы быстрее испарить из него лишнюю влагу. Эти же пчелы окончательно превращают нектар в мед, добавляя к нему инвертазу, расщепляющую сахарозу на глюкозу и фруктозу. Они по несколько раз набирают его в зобики и вновь выливают в ячейки. Усиливая вентиляцию жилища, пчелы снижают относительную влажность нектара с 70%-80% до 18%-20%.

Сборщицы приносят в гнездо столько нектара, сколько в состоянии принять, разместить и переработать пчелы-приемщицы.

0

162

Кроме нектара в гнездо поступает много пыльцы, собранной с пыльников цветущих растений. Пыльца – основной белковый корм семьи. Как правило, она собирается в утренние часы, когда в цветках лопаются пыльники.
Пчела, перебирая ножками, стряхивает с них пыльцу на свое тело, где она задерживается на волосах. При помощи специальных щеточек, расположенных на ножках, эта пыльца счищается и укладывается в корзиночки на задних ножках. Чтобы пыльцевые зерна лучше прилипали друг к другу, пчелы смачивают их нектаром из зобика. Постепенно в корзиночках формируются два одинаковых по весу комочка пыльцы, которые называются обножкой. Цвет этих комочков зависит от цвета пыльцы растений, с которых она собрана, и по оттенкам обножки можно определить, какие пыльценосы посещают пчелы в данный период.
Принесенные комочки пыльцы пчела с помощью ног сбрасывает в пчелиные ячейки недалеко от расплода. Потом обножка утрамбовывается лобной частью головы и сверху заливается медом. Затем она консервируется и под воздействием молочнокислых бактерий превращается в пергу, которую пчелы используют для питания и кормления расплода.
Если перга предназначается для зимнего хранения, то залитые медом ячейки с пергой пчелы запечатывают восковыми крышечками. При слабом взятке многие пчелы-сборщицы одновременно собирают и нектар и пыльцу.

0

163

Принос ранней весной в гнездо свежего нектара и пыльцы дает семье гарантию дальнейшего благополучия и служит могучим стимулом к выращиванию расплода. Инстинкт размножения охватывает всю семью, и она начинает интенсивно расти. С каждым днем увеличивается рождаемость молодых пчел соразмерно тому, как 21 день назад возрастала яйцекладка матки. Растет и чистый прирост массы семьи. Теперь, после смены зимовалых особей молодыми, в семье все пчелы весеннего вывода, которые при невысокой ранневесенней яйцекладке матки воспитаны из крупных яиц и благодаря этому имеют повышенный запас жизненных сил. Они еще не участвовали в летной работе по сбору нектара и не успели износиться. Их ежедневный отход незначителен. Рождаемость молодых пчел превышает гибель старых. Рост яйцекладки матки регулируется количеством подготовленных под засев ячеек. Их подготавливается столько, сколько личинок могут выкормить вновь появившиеся пчелы-кормилицы. В сильной семье ежедневно больше добавляется пчел-кормилиц и соответственно выше яйцекладка матки.

0

164

Очень важно, чтобы в семью постоянно поступали нектар и пыльца. Это активизирует семью на воспитание расплода. При этом она с каждым днем раздвигает границы освоения гнезда. Если в это время в ее жилище окажется мало готовых сотов, она начинает строить новые и только пчелиные ячейки, так как вывод рабочих пчел для семьи в этот период является главной задачей. Но лучше, когда в это время в гнезде есть достаточно отстроенных сотов для расплода. Строительство новых сотов отвлекает много пчел от воспитания расплода, и рост семьи сдерживается.

0

165

Однако в условиях роста семьи яйцекладка матки не может возрастать до бесконечности. На определенном этапе ее яичники начинают воспроизводить максимальное количество яиц, и рост яйцекладки прекращается. А молодые пчелы-кормилицы продолжают рождаться. В семье начинают появляться как бы лишние, резервные пчелы-кормилицы, свободные от полной нагрузки по выращиванию расплода. Установлено, что такой момент в основном наступает тогда, когда семья с качественной маткой достигает массы 2-2,5 кг, что соответствует 9-10 улочкам дадановского улья или одному корпусу многокорпусного.

Продолжительность роста семьи до появления в ней резервных пчел зависит от качества матки, исходной силы семьи и темпов ее развития после смены зимовалых пчел на молодых. В семьях с матками-рекордистками, яйцекладка которых до двух и более тысяч яиц в сутки, резервные пчелы появляются значительно позднее, чем в семьях, имеющих средних по качеству, а тем более, плохих маток.

Некачественные матки быстро достигают потолка своей яйцекладки, и в их семьях при силе 6-7 улочек уже появляются пчелы, свободные от выращивания расплода.
Пользы от таких семей в интенсивном пчеловодстве мало, так как они ни когда не достигают большой силы, чаще приходят в роевое состояние и в итоге малопродуктивны.

0

166

Имея качественных маток, слабые семьи дольше находятся в этом периоде, средние – меньше, а сильные, занимающие после смены зимовалых пчел 9-10 улочек, этот период развития вообще проскакивают. Но это если брать во внимание каждую отдельную семью.
В целом же пасека, как определенная группа разных по силе семей, обязательно проходит этот период. Длительность его зависит от качества семей после зимовки. Пасека с большим числом сильных семей быстрее развивается и при помощи выравнивания семей по силе быстрее пройдет этот период.

0

167

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДОСБОРА С ИВОВЫХ МЕДОНОСОВ

После проведения работы по переводу семей для работы в нижние расширенные корпуса матки всех семей начинают работать в полную силу, общая масса расплода и пчел интенсивно растет. Расширение нижних корпусов сотами дает семьям возможность расти, а имея доступ к сотам верхних корпусов – размещать в них лишних пчел и мед с ивовых.
Если семьи сильные, и ивовые обильно выделяют нектар, то пчелы, заполнив напрыском и медом верхнюю часть рамок в нижних корпусах, переходят работать в верхние корпуса.
Однако при весеннем возврате холодов и плохой погоде пчелы семей покидают верхние корпуса, опускаются в нижние корпуса и обогревают расплод. Под пленками им легко удается сохранять тепло.
В таких гнездах с временными верхними корпусами семьи могут разместить до 30 кг меда с ивовых и не сократить яйцекладку маток.

В своей многолетней практике мне приходилось применять и другие приемы использования взятка с ивовых, в том числе и те, которые рекомендуются в некоторой пчеловодной литературе. Однако все они не оправдали себя на моей пасеке.
Остановлюсь на некоторых из них.

0

168

Многие авторы советуют для использования раннего взятка с ивовых, перед первым массовым весенним облетом расставлять ульи на точках попарно рядом летками в одну сторону.
При этом в каждой паре должна быть одна семья сильная, а вторая послабее.
С наступлением взятка с ивовых на сильные семьи ставятся магазинные надставки, а соседние послабее относятся на другие места точка. Летные пчелы переставленных семей, не найдя своих ульев, попадают в сильные семьи, которые должны заполнить магазины медом. Ослабевшие отставленные семьи будут выращивать расплод.
В теории это выглядит заманчиво. Однако на практике, тем более на крупной пасеке и при зимовке на воле, этот прием оказался неприемлемым и очень трудоемким.
Во-первых, он исключает выравнивание семей по силе и дальнейший групповой уход за ними.
Во-вторых, при этом приеме семьи каждого точка делятся на две группы – сильные и слабые.
В-третьих, этот метод требует постоянного перемещения семей на точке, что одному пчеловоду выполнить не под силу.
В-четвертых, в условиях нашего климата никогда нет уверенности, что во время цветения ивовых будет стоять благоприятная для медосбора погода, и собранные в одну семью летные пчелы его успешно используют.
Как правило, в это время бывает очень мало летных дней, и пчелы-сборщицы в сильных семьях в плохую погоду сидят без работы.
При этом семьи, которые лишились летных пчел, а значит, и определенной силы, при возврате холодов, что часто встречается на северо-западе, оказываются в тяжелом положении. Они не в состоянии обогревать оставшийся у них расплод, и он частично гибнет в нижней части гнездовых рамок. Матки ослабевших семей снижают или полностью прекращают яйцекладку. Без летных пчел эти семьи не запасают пыльцы, нектара, воды и в дальнейшем плохо развиваются.
Семьи, подсиленные чужими летными пчелами, в нелетную погоду бездействуют, вскоре приходят в роевое состояние и израиваются, не дав даже того, что могли бы дать, развиваясь самостоятельно.
В итоге, увы, ни меда, ни пчел. Я несколько лет на небольшой группе семей испытывал этот метод, и каждый год получал отрицательный результат.

0

169

Не оправдал себя и прием ранневесенней передачи части печатного расплода из одних семей в другие с целью их усиления перед медосбором с ивовых. Более того, я убедился, что этот прием глубоко ошибочен. Утверждение, что усиливаемые этим способом семьи быстро растут и успешно используют взяток с ивовых, – надуманное.
Ведь весной семьи воспитывают расплод и регулируют яйцекладку маток в зависимости от количества в них пчел-кормилиц. Пока семья не достигнет 10 улочек, она сможет выращивать только тот расплод, который есть у нее в гнезде. Передача в семью чужого расплода от другой семьи заставит ее пчел ухаживать за ним, и, естественно, семья ограничит яйцекладку своей матки. Лишний расплод в семье изнашивает ее пчел, и они недокармливают весь расплод семьи. Качество пчел, выходящих из этого расплода, ухудшается.
Постоянный отбор зрелого расплода от семей-доноров (а он должен проводиться еще в период смены перезимовавших пчел молодыми) окончательно ослабит семьи.

0

170

На основании практической многолетней работы с пчелами в условиях северо-запада, я пришел к выводу, что только самостоятельное использование всех семей пасеки на взятке с ивовых дает самый лучший результат. Валовый сбор меда в этом случае намного выше, чем при других способах.
А чтобы больше собирать меда ранней весной, необходимо на протяжении всего предыдущего сезона готовиться к зиме, не допускать роения, наращивать пчел в зиму двумя-тремя матками, грамотно проводить зимовку и весенний уход за пчелами.
Своевременное весеннее выравнивание семей по силе способствует более полному использованию потенциальных возможностей яйцекладки всех маток пасеки и интенсивному наращиванию силы семей. Чем быстрее весной все матки пасеки включатся в максимальную яйцекладку, тем сильнее будут семьи, тем выше доходность пасеки.
Чем меньше слабых семей на пасеке в середине апреля, тем продуктивнее она использует ивовый взяток и все последующие медосборы.
Практика показала, что через неделю после выравнивания силы семей все они занимают примерно одинаковое количество рамок. Это дает возможность в дальнейшем осуществлять групповой уход за пчелосемьями.

0

171

РАБОТА ПЧЕЛОВОДА В ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО РОСТА СЕМЕЙ

После смены перезимовавших пчел на молодых и сильные и слабые семьи начинают расти разными темпами. В сильных семьях прирост пчел идет быстро, а в слабых – медленно. Соразмерно развитию семей увеличивается и яйцекладка маток. В сильных семьях она достигает максимума еще в конце предшествующего периода и в дальнейшем поддерживается на одном уровне, независимо от ежедневного увеличения массы молодых пчел-кормилиц. В результате в сильных семьях появляются резервные пчелы, свободные от выращивания расплода.
В слабых семьях матки продолжают откладывать яиц меньше из-за нехватки пчел-кормилиц. Ежедневная прибавка рабочих пчел невысока, так как 21 день назад эти семьи были слабыми и не могли воспитывать много расплода. Короче говоря, на одном из этапов весеннего развития на пасеке возникает ситуация, когда в сильных семьях имеются незанятые пчелы-кормилицы, а в слабых их не хватает. В практическом пчеловодстве сама собой возникает потребность передачи резервных пчел-кормилиц из сильных семей в слабые. Однако передача непосредственно молодых пчел сопряжена с трудностями, особенно на большой пасеке, так как вместе с пчелами можно передать и маток. А вот передача зрелого расплода эти трудности устраняет, а результат достигается тот же. Поэтому на своей пасеке я пользуюсь приемом подсиливания семей-воспитательниц и слабых семей зрелым расплодом без пчел.

0

172

Относительно весеннего выравнивания силы семей после достижения большинством из них силы 10-ти улочек существует два противоположных мнения. Пчеловоды, которые на своих пасеках не меняют маток ежегодно, выступают против этого приема. Они доказывают, что каждая пчелиная семья должна развиваться индивидуально, тогда будет наглядно видно, чего стоит она и ее матка. Плохие семьи или матки потом выбраковываются. Если же на пасеке проводить весеннее выравнивание силы семей, то не всегда можно правильно определить истинное качество или ее матки. При этом семьи с плохими матками могут вновь идти в зиму. Кроме того, при подсиливании слабые семьи часто приходят в роевое состояние, так как при низкой яйцекладке маток в них после подсиливания быстро накапливаются резервные пчелы. Эти пчеловоды по-своему правы. Однако данный метод требует индивидуального ухода за каждой семьей, и в основном он применим на мелких и племенных пасеках.

Пчеловоды крупных пасек выступают сторонниками весеннего выравнивания силы семей, потому что только при наличии на пасеке (точке) примерно равных по силе семей можно осуществлять групповой уход, когда одна и та же операция выполняется одновременно во всех семьях точка или пасеки. Но при этом методе требуется ежегодная смена маток, в противном случае на большой успех надеяться не приходится – на пасеке будет оставаться много некачественных маток и семей.

0

173

На своей пасеке я тоже применяю групповой уход за пчелосемьями, ежегодно меняю маток, полученных от племенных маток, купленных в племенных питомниках, провожу выравнивание семей по силе, и это позволяет содержать большое количество пчелосемей, иметь качественных маток и получать высокие доходы.
Пчелосемьи моей пасеки зимуют на воле в двух корпусах и после первого весеннего облета их матки 15-18 дней продолжают яйцекладку во вторых корпусах на 10-ти гнездовых рамках, где теплее и где густо сосредоточены все пчелы семьи. При наличии необходимого количества кормов, особенно перги, за это время во вторых корпусах практически заканчивается место для яйцекладки маток, особенно в сильных семьях. Чтобы не сдерживать яйцекладку, в это время выполняется работа по расширению расплодной части гнезд семей сотами, одновременно проводится подсиливание семей-воспитательниц и слабых семей зрелым расплодом. Расширение гнезд проводится путем перевода работы семей из 10-рамочных вторых корпусов в 14-рамочные нижние двустенные корпуса с одновременной чисткой гнезд после зимовки.

0

174

РАБОТА № 6 – 15 апреля*
Выполняется через 15 дней после работы № 5
Перевод всех семей пасеки для работы в нижних корпусах. Выравнивание семей по силе. Чистка гнезд семей после зимовки. Подсиливание семей-воспитательниц. Расширение гнезд основных семей.

Перечень операций:

1. Привоз 30-процентного сиропа с полизином по 1 л на семью, а также ранее приготовленных пакетов с канди;
2. Обеспечение каждой семьи пасеки-точка 3 гнездовыми рамками;
3. Снятие вторых корпусов с гнезд семей путем перестановки их рамок в запасные корпуса, со срезанием с их нижних планок восковых языков;
4.  Перестановка 5 гнездовых рамок из нижних корпусов в пчеловодный ящик;
5. Чистка нижних корпусов ульев;
6. Перестановка из вторых корпусов отобранных семей-воспитательниц в их нижние корпуса по 2 кроющие кормовые рамки и всех рамок с расплодом вместе с пчелами;
7. Стряхивание в нижние корпуса семей-воспитательниц пчел с оставшихся безрасплодных рамок и оставление их во вторых корпусах;
8. Устройство в гнездах семей-воспитательниц мест для постановки в них дополнительных рамок с расплодом, взятых из основных сильных, здоровых семей для подсиливания;
9. Перестановка из вторых корпусов основных семей в их первые корпуса всех кормовых рамок и по 6 рамок с расплодом, размещая по краям их и через каждые 2 расплодные рамки по одному светло-коричневому соту для яйцекладки маток;
10. Отбор из гнезд сильных и здоровых основных семей, имеющих больше 6 рамок с расплодом, лишних рамок с печатным расплодом без пчел и постановка их в гнезда семей-воспитательниц, а затем и в гнезда отстающих семей, в которых расплода меньше 6 рамок;
11. Размещение на нижние укомплектованные корпуса семей пленок, с образованием в переднем правом углу гнезд небольших проходов для проникновения пчел в верхние корпуса;
12. Постановка на гнезда семей временных верхних корпусов с размещением в них 3-х светло-коричневых сотов с целью подготовки их пчелами для дальнейшей яйцекладки маток. В этих же корпусах размещаются и лишние кормовые соты без пчел, если они имеются. Поилки ставятся на рамки корпуса и наполняются сиропом;
13. Утепление вторых корпусов подушками.


* - Также см. описание Работы № 6 тут.

0

175

Итак, главная цель этого периода – как можно полнее использовать потенциальную возможность интенсивной яйцекладки всех маток пасеки, в том числе и маток слабых семей. А для этого необходимо сделать так, чтобы в каждой семье было достаточно пчел-кормилиц для выращивания всего расплода, количество которого может обеспечить матка каждой семьи. Поэтому пчеловоду необходимо распределить пчел-кормилиц между семьями так, чтобы в сильных семьях их не было лишних, а в ослабевших – было достаточно для выращивания расплода от их маток при интенсивной их яйцекладке.
Легче всего это делается путем отбора от сильных основных семей части рамок со зрелым расплодом и передача их слабым семьям. Родившиеся пчелы с этих рамок в слабых семьях будут быстро пополнять их группу пчел-кормилиц.
Кроме того, чтобы обеспечить интенсивную яйцекладку маток семей пасеки, необходимо своевременно проводить расширение расплодной части гнезд семей.
Но это надо делать только в то время, когда в сильных семьях начинают появляться лишние пчелы-кормилицы, не занятые выращиванием расплода, а слабые семьи в состоянии обогреть данный им зрелый расплод.
Этой работой удается максимально сократить время наращивания силы семей до появления во всех семьях пасеки резервных пчел, свободных от выращивания расплода. Чем быстрее появляются резервные пчелы во всех семьях, чем больше их будет переключаться на медосбор, тем продуктивнее семьи и пасека в целом используют взяток с ивовых и других весенних медоносов.

0

176

К выполнению этой работы на своей пасеке приступаю после 10 апреля, когда во вторых корпусах семьи занимают не менее 10 улочек и имеют не менее 6 рамок с расплодом. Безусловно, срок начала этих работ зависит от исхода зимовки и весеннего развития семей.

0

177

Перед выездом на пасеку готовится 30-процентный сироп с полизином (1 таблетка полизина на 1 л сиропа) и забираются пакеты с канди.
Приехав на точок, в первую очередь подготавливаются светло-коричневые соты, необходимые для расширения расплодных гнезд. Для отцовских семей отбирается по 1 рамке, имеющей трутневые ячейки в верхней части сотов.
К какой семье подносится пчеловодный ящик и пустой корпус для перестановки в них из нижних корпусов семей гнездовых рамок, использованных при зимовке пчелосемей, и всех рамок вторых корпусов.
После этого приступаю к работе, в первую очередь, с племенными семьями-воспитательницами, которых на каждом точке имеется по 3-4 семьи из расчета: 1 семья-воспитательница на 8-10 семей пасеки.

0

178

В первую очередь с этих семей снимаются вторые корпуса путем перестановки их рамок в запасные корпуса, со срезанием с них отстроенных языков. Из нижних корпусов в пчеловодный ящик переставляется 5 гнездовых рамок. Переставленные рамки в запасных корпусах закрываются холстиками, а в пчеловодный ящик – крышкой.
После освобождения улья от сотов и пчел проводится полная его чистка после зимовки. Сначала очищаются стенки улья от надстроек воска и прополиса. Особое внимание обращаю на чистку мест, куда подвешиваются рамки в нижнем корпусе. Затем вынимается надонный планшет и счищаются с него мертвые пчелы и мусор в пчеловодный ящик. Выскабливается дно улья, полученный при этом мусор также убирается в пчеловодный ящик.

После этого в нижний корпус семьи-воспитательницы переставляются рамки из снятого второго корпуса. При этом в нижний корпус ставится 2 кормовые рамки по краям корпуса и все рамки с расплодом и пчелами. В центре гнезд оставляется место для постановки рамок со зрелым расплодом, взятых для подсиливания из гнезд здоровых основных семей. Из остальных кормовых рамок семей-воспитательниц пчелы стряхиваются в нижние корпуса, а лишние рамки с кормом оставляются во вторых корпусах. Нижние и верхние корпуса семей-воспитательниц временно закрываются холстиками.

0

179

Перебрав таким образом все племенные семьи-воспитательницы, приступаю к осмотру основных семей. При этом из них, так же, как и из семей-воспитательниц, снимаются вторые корпуса, вынимаются рамки из первых корпусов в пчеловодный ящик и чистятся ульи после зимовки.
Затем из вторых корпусов основных семей в их первые корпуса переставляю все кормовые рамки и по 6 рамок расплода вместе с пчелами. Если в семье расплодных рамок окажется больше 6 рамок, то лишние рамки самого зрелого расплода отбираются, а если меньше, то семье добавляется расплод от других семей, где их больше 6 рамок.

Отобранный расплод от сильных и здоровых семей передается в семьи-воспитательницы для их подсиливания. Этот расплод ставится в нижние корпуса этих семей. После заполнения нижних корпусов семей-воспитательниц расплодом, эти корпуса закрываются пленками с образованием в правых углах проходов в верхние корпуса, которые устанавливаются на пленки. В этих корпусах развешиваются оставшиеся кормовые рамки, на которые размещаются поилки, канди и гнезда семей утепляются холстиками и подушками.

После подсиливания всех семей-воспитательниц расплодными рамками, взятыми от основных семей, продолжается подсиливание отстающих семей с таким расчетом, чтобы в каждой из них было не меньше 6 рамок расплода.
В нижние корпуса основных семей после перестановки в них рамок вторых корпусов добавляются соты из пчеловодного ящика до полного комплекта. Эти соты размещаются по краям 6-ти расплодных рамок и через каждые 2 рамки с расплодом.
Таким образом, гнездо каждой основной семьи расширяется на 4 и более рамки для расплода.

0

180

Укомплектованные нижние корпуса всех основных семей утепляются пленками с небольшими проходами для пчел в верхние корпуса, в которые, после их размещения на нижние корпуса, подвешивается по 4 светло-коричневых сота из запаса с целью подготовки их пчелами для дальнейшей яйцекладки маток, на которые ставятся кормушки-поилки и укладывается канди. После проведения этой работы верхние корпуса всех семей утепляю холстиками и подушками. Верхние летки сокращаю до 5 см, а нижние полностью закрываю. При этой работе происходит первое расширение расплодного корпуса семей, а также выравнивание по силе всех основных семей пасеки и подсиливание семей-воспитательниц зрелым расплодом.

В таком состоянии семьи продолжают свое развитие до постановки на них вторых корпусов.* Семьи в нижних двустенных корпусах получают дополнительное пространство для яйцекладки маток, быстро развиваются, и за 12-13 дней количество рамок с расплодом в них доходит до 8 и более.


* - На языке В. П. Цебро. Подробнее см. тут.

0